Публикации Значение методов нейрокоррекции в работе логопеда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение методов нейрокоррекции в работе логопеда
Автор: Леднева Ольга Михайловна

Значение методов нейрокоррекции в работе логопеда. За последние десятилетия, под влиянием внешних факторов, таких как экология, урбанизация, развитие информационных технологий, увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями. Часто, причиной этих нарушений являются повреждения центральной нервной системы, которые возникают в перинатальный и пренатальный период, а также в течении первых месяцев жизни.У ребенка с общим недоразвитием речи имеется нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушено грамматическое строение речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени (I-IV уровни речевого развития по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой).На практике оказывается, что логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше четырехлетнего возраста ребенка, а нескольких лет до школы зачастую не достаточно для полной коррекции речевых нарушений. Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении речи ребенка в рамках данного временного промежутка и подготовить его к школе. Нам известно, что уровень речевого развития ребенка является важным компонентом его психологической готовности к школьному обучению. Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает испытывать трудности в обучении, в частности, ошибки на письме зачастую происходят из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может допускать ошибки из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных! Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.  Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование достижения психологии и нейропсихологии, интеграция этих областей знаний в практику логопедической работы.Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностьюНейропсихологическая коррекция может содержательно дополнять основную логопедическую программу работы с детьми с общим недоразвитием речи и повышать ее результативность.Проведенный А. Р. Лурия (1973) анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил выявить, что осуществление любой ВПФ требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок, по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль – передними (лобными) отделами коры (III блок).Так мы можем наблюдать, если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации (второй блок) страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная, оптическая дислексия и дисграфия. Отставание функций программирования и контроля деятельности (третий блок) характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать. Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, занятия, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.Так как все вышеуказанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционо – развивающую работу.Одним из широко известных методов нейропсихологической коррекции нарушений развития у детей является « Метод замещающего онтогенеза» Семенович А.В. разработанный им в 1990-1997 году. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика профилактикакоррекцияабилитация -прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель— развитие мозгового (и шире — нейро-психосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек. Суть данного метода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, вызывает активизацию развития всех высших психических функций. Основной принцип коррекции -прохождение не пройденных этапов. Коррекционная работа ведется по двум направлениям:-с использованием методов двигательной коррекции.-с использование собственно когнитивных методов. На этапе коррекции фонематических процессов и работы по звукоразличению, можно использовать нейропсихологические методы А.В. Семенович. Пример: Ребенок путает парные звонкие или глухие согласные: работа начинается с анализа. Отчётливо произносим смешиваемые звуки, следим за артикуляцией перед зеркалом, обращая внимание на положение языка, губ и щек. Запоминаем звуки на слух. Произносим несколько звуков или звуковых цепочек подряд до тех пор, пока ребенок не начнет выделять нужный звук. Для интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозгаМетод с использованием нейропсихологической гимнастики улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается. Кинезиологические упражнения способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Для повышения результативности индивидуальных и групповых логопедических занятий была разработана и апробирована серия игр. Игровые занятия направлены на развитие двигательной активности и общей моторики, концентрацию внимания, формирование межполушарных связей и совершенствование фонематического восприятия (дифференциации звуков и навыков звукового анализа).  Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, А.В. Семенович, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние, а логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л. С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации, было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л. С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д. . Таким образом, мы видим, что использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи помогает активизировать межполушарные взаимодействия, дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Результаты логопедической работы получаются за более короткое время и становятся более стабильными.Литература.
  • Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И.Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 118 с.
  • Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Познавательная активность.- Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016.-144 с.
  • Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Речевая компетентность.- Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016.-132 с.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.