Публикации Системно-деятельностный подход

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход
Автор: Тюлегенова Альбина Евгеньевна

Системно-деятельностный подход и личностно-ориентированная технология как эффективный инструментарий в обучении математикиАннотация. В данной статье представлен системно-деятельностный подход и личностно-ориентированная технология как эффективный инструментарий в обучении математики.Annotation. This article presents the system-activity approach and personality-oriented technology as an effective tool in teaching mathematics.Ключевые слова: системно-деятельностный подход, математика, образование, учеба.Keywords: system-activity approach, mathematics, education, study.В настоящее время, колоссальные изменения в обществе и экономике требуют, чтобы человек быстро адаптировался к новым условиям, находил оптимальные решения сложных проблем, проявлял гибкость и креативность, не терялся в ситуации неопределенности, налаживал эффективную связь с разными людьми и при этом оставался нравственным.Системно-деятельностный подход обеспечивает [1]:– обучение подготовке к личностному развитию и повышению уровня универсальных учебных действий ; проектирование и построение социальной среды для развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательная деятельность обучающихся; построение учебного процесса с учетом индивидуального возраста, психологических и физиологических особенностей обучающихся.Умение учиться всю жизнь способность которая актуальна для обучающегося и обеспечивается преднамеренным формированием способности к универсальным воспитательным и учебным действиям. Необходимость целенаправленной подготовки универсальных образовательных мероприятий, как правило, закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим, учитель который приходит к необходимости применения стандарта, должен внести существенные изменения в свою преподавательскую деятельность.Достижение нового образовательного результата возможно при внедрении системно-деятельностного подхода, который является основой стандарта. Анализ методологических материалов на федеральном уровне, сопровождающих процесс внедрения стандарта, позволяет выявить характеристики системного подхода. Подход системной деятельности определяет необходимость представления нового материала путем развертывания последовательности учебных мероприятий, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества обучающихся и учителя на различных уровнях образовательного процесса (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа).Базовый технологический уровень метода системной деятельности не только позволяет значительно улучшить качество получения знаний по всем предметам, способствует развитию мышления и когнитивных навыков обучающихся, но и является шагом на пути к формированию высоко-технологического уровня, который открывает новые возможности в организации учебного процесса и дает качественные результаты.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных образовательных действий, которыми должны обладать обучающиеся. Это то, что создает возможность успешно самостоятельно удовлетворять потребности личности по усвоению и получению новых знаний, навыков и компетенций, в том числе организации процесса освоения или способности к обучению. Эта возможность гарантируется тем, что универсальные образовательные действия являются обобщенными действиями, которые генерируют широкую направленность обучающихся в различных тематических областях знаний и мотивации к обучению [3].Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать; оперировать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными действиями, которые им пригодятся на практике.Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно - деятельностного подхода должны стать [1]:принцип системного построения курса математики;принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математика;принцип предметной деятельности при изучении курса математики;принцип развивающего обучения.Рассмотрим алгоритм конструирования урока математики в рамках системно-деятельностного подхода (рисунок 1). Рисунок 1 – Алгоритм конструирования урока математики в рамках системно-деятельностного подходаЛичностно-ориентированный подход предусматривает пристальное внимание к таким составляющим учебного процесса как содержание обучения, педагогическая и учебная задача и модель личностно-ориентированной учебной ситуации, выбор специальных технологии [2]. Вместо того, чтобы просто передавать знания, навыки и умения от учителя к ученику, основная цель школьного образования состоит в том, чтобы развить способность обучающихся самостоятельно ставить цели в области образования, разрабатывать способы их реализации, контролировать и оценивать свой результат и результаты других, подбирать ключевые слова, держать ориентир на умении учиться.Поэтому учителя должны овладеть педагогическими технологиями, с помощью которых могут быть реализованы новые требования.Список литературы
  • Склярова Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании / Ю.Н. Склярова // Актуальные вопросы современной педагогики. – 2017. – № 3. – С. 33-36.
  • Шмалько Н.В. Технологии реализации системно – деятельностного подхода в обучении математике / Н.В. Шмалько // Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 123-139.
  • Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения / О.Н. Шумейко // Актуальные вопросы современной педагогики. – 2017. – № 16. – С. 18-25.