Публикации статья "Роль музыки в воспитании дошкольника"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья "Роль музыки в воспитании дошкольника"
Автор: Ивашкина Лидия Васильевна

Ивакшкина Лидия Васильевна музыкальный руководитель МДОУ «Д/С №55 о» г. МагнитогорскРОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКААннотация: статья посвящена роли музыки в дошкольном воспитании. Ав- тором представлена примерная программа этапов музыкального развития до- школьников.Ключевые слова: музыкальное воспитание, дошкольное воспитание.Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и разнообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек сталкивается с рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду а в дальнейшем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыкальное восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке также даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.Дошкольный возраст очень важен для начального овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности ребёнка будетсформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для дальнейшего развития человека, его общего становления.В педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения, наиболее распространенными являются: наглядный, словесный и практический методы.В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.Примерная программа этапов музыкального развития дошкольников:«Музыкальная шкатулка»Младшая возрастная группа – привлекать детей к слушанию в исполнении педагогов, проигрывании аудиозаписей; вызывать интерес к сравнению муз звуков со звуками окружающей среды (дождик капает, птичка поет). Приучать детей различать музыку по характеру (веселая или грустная), по виду музыкальных жанров (колыбельная, марш); развивать умение слушать музыку заинтересованно, эмоционально переживать ее настроение.Старшая возрастная группа – Использовать выразительные эмоциональные средства, учить детей различать верхний и нижний регистры, вступление и окончание музыки, отличать запев от припева в песнях.«Песенная радуга»Младшая возрастная группа привлекать детей к подпеванию и пению вместе со взрослыми, приучать детей петь естественным голосом без напряжения, развивать умение узнавать знакомые песни с мелодией.Старшая возрастная группа воспитывать любовь к песне, правильно передавать мелодию и четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать песню. Учить петь выразительно, передавая характер звучания (веселый, грустный, игривый).«Весёлый хоровод»Младшая возрастная группа в играх хороводах вызвать у детей радостное переживание от музыкально-двигательных действий, желание взявшись за руки вместе со взрослыми кружить в кругу, в паре, собираться вместе. Поощрять детей к целостному восприятию музыкального произведения. Формировать двигательные навыки ритмичного двигаться под музыку.Старшая возрастная группа Привлекать детей к исполнению хороводов и танцев. Формировать у них способности согласованно двигаться в танце, сво- ими движениями раскрывать характер, настроение и рисунок музыкального со- провождения.«Маленькие музыканты»Младшая возрастная группа – заинтересовывать детей шумовыми ударными игрушками-инструментами (погремушки, бубен, треугольник). Учить различать музыкальные игрушки-инструменты на слух по тембру звучания, правильно держать, запоминать их названия, осторожно распоряжаться, развивать эмоциональную чувствительность и интерес к ним.Старшая возрастная группа – знакомить с ударными (барабан, металлофон), духовыми (флейта, труба, саксофон), клавишно-язычковыми (гармоника, баян, аккордеон) инструментами. Научить правильно держать инструмент, дышать, играть. Развивать навыки игры на музыкальных инструментах группами, поочерёдно и в ансамбле.«В мире музыкальных звуков»Младшая возрастная группа – способствовать развитию музыкально-сен- сорных способностей, развивать способность сравнивать, различать и воспроизводить низкие и высокие интонации, громкое или тихое звучание колокольчика, определять знакомые музыкальные игрушки-инструменты по тембру их звучанию.Старшая возрастная группа – различать и передавать в пении разную динамику, узнавать музыкальные инструменты или голоса детей по тембру их звучания.«Веселые развлечения»Младшая возрастная группа Развивать способности детей средствами музыкального искусства. Устраивать утренники и развлечения в форме музыкальных игр (забавы, хороводные игры), танцевальные (с куклами, листочками, снежинками…), песенные (колыбельные, поем, разыгрываем). Приобщать к восприятию музыкальных спектаклей различных видов театрального искусства.– Проводить утренники и развлечения с музыкальным сопровождением и материалом, соответствующим временам года и проходящим праздникам. Устраивать музыкальные игры вопросов и ответов, загадок-отгадок, фестивали семейного творчества, тематические концерты, кукольные театры.Задачи музыкального воспитания детей касаются всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе они видоизменяются и совершенствуются и решаются в ходе обучения.Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.Разница нюансов музыки развивается у детей с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает спомощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться с помощью всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок при- выкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил:«Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоения любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Ви- вальди, Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство пение, музыкально-ритмичные движения, игру на музыкальных инструментах.Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия состоит из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают длинными и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование целевой оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т. д.)Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Учась пения, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразования, дыхания, дикция и т. д.). В музыкально-ритмической деятельности, дошкольники осваивают различные движения и способы их выполнения, также требует специальных знаний: о неделимости характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз).Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Учась на игре на музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положения психологии о ведущих видах деятельности, влияющие на развитие личности. Если эти ведущие виды дея- тельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как уже отмечалось, процесс обучения сводится к«натаскиванию» и перестает быть развивающим.Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития в них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного.Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству развлечения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы