Публикации
Принципы отбора произведений современной детской литературы для чтения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Принципы отбора произведений современной детской литературы для чтения
Автор: Малинова Анна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Принципы отбора произведений современной детской литературы для чтения
Автор: Малинова Анна Владимировна
Принципы отбора произведений современной детской литературы для чтенияСовременный читательРоссия в свое время считалась самой читающей страной в мире. В библиотеки люди ходили потому, что купить книги в магазине было практически невозможно.Что изменилось? Во-первых, мода на книги прошла. Во-вторых, появилась альтернатива- Интернет и телевидение, социальные сети. В-третьих, изменился мотив чтения: чтение книг только по школьной программеТо, что дети не читают - это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения.Жанры литературы для детского чтения по школьной программе:- проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература; - фольклорные жанры - народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки; - авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести; - научно-популярные жанры (энциклопедии); - произведения литературы народов мира. Тематика произведений:-детство; - детская игра, игрушки; - природа, животный мир; - взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной; - война и героизм; - исторические периоды; - человек и техника. От чего зависит выбор литературы для детского чтения:от возраста ребенка, от развития самой литературы. от подбора литературы для детского чтения. Образовательная программа, которая выполняется в школьном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детьми, согласно возрастной категории. Семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей. В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире. Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги и будет устраивать интересы самого читателя. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно- эмоциональную оценку. В литературно- художественной форме - предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.Каждому времени свои читатели. Современному учителю нелегко подобрать интересную и в тоже время увлекательную книгу. Дети перегружены информацией из интернета. Они смотрят мультфильмы, играют в игры, которые не предназначены для детского возраста и порой разрушают мировоззрение и направляют «мир» ребёнка в отрицательное русло.Из опыта работы Как же заинтересовать ребенка чтением? Каждый год я выбираю для чтения в классе 1 книгу современного писателя. Анализирую и оцениваю с учётом выше перечисленных требований. В 1-2 классе читаю эту книгу на внеклассном чтении, чтобы заинтересовать ребёнка. Во время чтения, мы обсуждаем, рисуем иллюстрации, выполняем творческие задания. В 3 классе раз в месяц мы читаем одну из заданных современных книг. На последней неделе месяца, мы подводим итоги, дети высказываются о прочитанном. Свои отзывы учащиеся записывают в читательский дневник.Я анализирую детские работы и делаю вывод: продолжить чтение произведений этого автора или необходимо сменить и жанр, и книгу.В 4 классе дети уже самостоятельно выбирают автора. На чтение выбранной книжки или серии книг дается 5 месяцев. За это время ученики консультируются со мной, делятся впечатлениями. После индивидуального чтения проводится итоговое внеклассное занятие. Дети представляют аннотацию и рекламу прочитанной книги.В итоге у ребят формируется определённый круг чтения: кто-то выбрал комиксы, кто-то сказки, а кто- то выбирал классику.82% учащихся за 4 года становились и остаются активными читателями. А это значит, что у моих ребят появилось положительное отношение к чтению.