Публикации "Формирование у дошкольников образа малой родины через ознакомление с природой родного края"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование у дошкольников образа малой родины через ознакомление с природой родного края"
Автор: Покидько Ирина Васильевна

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.     Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации, у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.    Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверияк взрослым дети перенимают у них оценки событии.      При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с нимио том, что их интересует. Проводить экскурсии в парк, где можно поиграть, побегать, собрать букет цветов, листьев. А когда дети вернутсяс прогулки, с экскурсии можно предложить им порисовать на тему «Наш парк», побеседовать на тему «Кто живет в холодных и жарких краях», найти на карте (глобусе) полюса, Африку, среднюю полосу (Беларусь), «Кто живет в лесах, на лугах, водоемах Беларуси». Потрудиться на поле, огороде, в садах, цветнике, узнавать для чего это нужно, какую пользу это приносит. Создавать пищевые цепочки в каждом сообществе (к примеру, лес: клевер–косуля–волк и т. д.). Проводить беседы о том, как беречь наш общий дом – планету Земля. «Красная книга Республики Беларусь» «расскажет» детям о кризисном состоянии природы земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы, растений, животных, человека, о проблемах поведения в лесу, на лугу.   Дела ребенка-дошкольника несложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для детского сада.    Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы, на которой проживает ребенок. «Бери, сын, лопату, и пойдем работать», – говорит отец. И непременно на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили деревов нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина, любящего, работящего.        Труд с общей мотивацией нужно организовывать в детском садуи дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок 6-7 лет должен иметь постоянные поручения не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Если детям поручили ухаживать за клумбой или следить за порядком на участке (не одной группы, а всего детского сада), то от них нужно требовать добросовест-ного выполнения порученного дела. Они должны сами поливать растения, рыхлить землю, сделать все, что необходимо, не надеясь на взрослых. Конечно, воспитатель им может подсказывать, что и как нужно еще сделать, но при этом он должен поддерживать активность и инициативу самихдетей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение. Периодически следует обсуждать с детьми, как выполняются поручения. Как заинтересовать того, кто пока еще недостаточно активнои ответственно относится к общему делу. Бережное отношение к общественному добру, к природе родного края следует воспитывать с помощью бесед, чтения художественной литературы, но прежде всего, путем включения детей в практическую и экспериментальную деятельность. Конечно, ребенку нужно рассказать и показать, как, например, растят хлеб. Но гораздо сложнее осознать сложность этого труда и необходимость бережного относиться к хлебу, если вырастит его сам. На своем огороде можно засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее.Собрать урожай. Разговор о бережном отношении к хлебу станет понятнее.     В детском саду должно быть строгое правило: «Хлеб нельзя выбрасывать». Активное участие по охране природы могут принимать старшие дошкольники. Многое им доступно: подкормка птиц, выращивание рассады, цветов, деревьев. Бережное отношение к природе воспитывает любовь к родному краю. В патриотическом воспитании важное место занимает игра. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается в потреб-ности познавать окружающий мир, быть его участником.     Педагог, использующий игру как средство патриотического воспитания детей, должен обращать внимание дошкольников на соответствующие явления окружающей жизни, подбирать художественные произведенияи стараться донести их содержание до сознания детей, чтобы оно вызвало у них необходимый эмоциональный отклик, желание играть.     Педагог должен так же продумать возможные роли, которые дети могут брать на себя в игре. Кроме того должна быть соответствующая игровая среда. Не следует забывать, что игра должна быть самостоятельной, обязательно предполагающей творчество, выдумку, инициативу детей,на основе их личного опыта, интересов, потребностей. Пути воспитания патриотизма могут быть разными. Главное зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей Родины.