Публикации «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»
Автор: Мамаева Евгения Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1»Изобильненского городского округаСтавропольского краяКонспект выступленияна семинаре районного методического объединениядля молодых специалистов ДОО(на базе МКДОУ «Детский сад №18» ИГОСК)по теме: «Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментировании»«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»Подготовила воспитатель:Мамаева Евгения Владимировнаг. Изобильный, 13.02.2020гАктуальность( слайд 2).На сегодняшний день отмечается резкий рост числа детей среди дошкольников с недостаточным уровнем развития познавательных процессов. В связи с чем, в образовательный процесс активно внедряются различные формы исследовательской деятельности.Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО.Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.В ходе экспериментальной деятельности ребенок самостоятельно может понаблюдать, сравнить, высказать свое предположение.Именно исследовательский метод может помочь дошкольнику решить сложные задачи:- научиться видеть проблему и ставить вопросы;- делать собственные суждения и умозаключения и выводы;- высказывать предположения и строить планы по их проверке. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.А сейчас, хочу представить свой небольшой опыт работы с детьми по детскому экспериментированию.Наш уголок экспериментирования «Почемучки» постоянно пополняется.(слайд 3). Целью служит: создание условий для развития познавательногоинтереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.В процессе своей работы над познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, поставила перед собойследующие цели:(слайд 4)-развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.-создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольников средствами детского экспериментирования.Для достижения целей определила ряд задач(слайд5)1. Изучить методическую литературу по данной теме.2. Создавать условия для исследовательской активности детей.3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.Считаю, новизной моего опыта работы в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется использованием практического и диагностического материала именно для детей дошкольного возраста.(слайд 6)Руководствовалась следующими принципами:- Научности (подкрепление всех видов познания научно-обоснованными методиками);- результативности (получение положительного результата независимо от уровня развития детей);-креативности (развитие способностей переносить сформированные навыки в самостоятельную деятельность, поощрять детей находить решение нестандартных задач и ситуаций;-доступности (построение процесса обучения на адекватных возрасту формах работы с детьми);-Индивидуально-личностный (гуманный подход к развитию личности ребенка с опорой на его индивидуальные способности);-Систематичности и последовательности (единство воспитательных, развивающих, обучающих задач развивая поисково-исследовательскую деятельность);-Целостности (комплексный принцип построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности);-Активного обучения (организация детской деятельности в процессе которой они сами делают открытия).Детскую деятельность старалась организоватьсамостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.Сейчас предлагаю вашему вниманию просмотреть фото-презентацию самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Первый опыт с водой (слайд 7)Второй опыт с песком (слайд15)Третий опыт с воздухом (слайд19)Во времяэкспериментовдети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач, задают вопросы исамостоятельно находят на них ответы.Стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность.(слайд 23).Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Каждое время года прекрасно и познавательно по-своему. Сколько наблюдений, экспериментов можно предложить детям на прогулке!Занимаясь познавательной деятельностью дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.Закрепляю усвоенные знания детей изнакомлю с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.В группе знакомимся с объектами неживой природы. Изучаем с детьми свойства материалов и веществ, сравниваем, экспериментируем.Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей.Дети в процессе экспериментирования:• видят и выделяют проблему;• принимают и ставят цель;• решают проблемы: анализируют объект или явление, выделяют существенные признаки и связи, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, предположения, отбираютсредства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществляют эксперимент;• высказывают суждения, делают выводы.Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. Подготовила консультации для родителей об исследовательской деятельности: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Организация детского экспериментирования дома»; папки-передвижки.Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.В результате работы:Изучаю теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.Создала картотеку опытов и экспериментов.Изготовила несколько дидактических игр по познавательной и экспериментальной деятельности детей. Такие, как: «Вьюга в бутылке», «Волшебный песочек», «Цвет, вкус, запах».Создала условия для организации экспериментальнойдеятельности детей в группе.Разработала конспекты НОД по экспериментированию: «Удивительные свойства воздуха», «В гостях у Феи волшебства», «Занимательные опыты», «Знакомство со свойствами песка», Эксперименты с водой».Провела несколько консультации для родителей по познавательному развития детей в процессе экспериментирования. Оформила папки-передвижки в родительский уголок.В результатепознавательной деятельности дети научились:- выделять проблему, находить противоречие;- формулировать вопросы;- ставить цель исследований;-осуществлять поиск эффективного решения проблемы;- выдвигать гипотезу;- описывать явления и процессы;- формулировать выводы и умозаключения;- самостоятельно проводить исследование;- проявлять интерес к экспериментированию.Экспериментальная деятельностькак метод обучения, достаточно мощно активизирует познавательный интерес, изобретательскую, творческую активность у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. Ведь впереди их ждет удивительный мир открытий в экспериментировании и познавательной деятельности.