Публикации ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Автор: Фирсова Лариса юрьевна

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»Автор- Фирсова Л.Ю.Учитель МБОУ СОШ №1В настоящее время, особенно в условиях ФГОС, система образования постоянно модернизируется и изменяется.Кроме того, в свете текущих событий особое значение приобретает способность учителя осваивать новые технологии для более детального изучения предмета и удобства взаимодействия с учениками. Одна из них – технология проблемного обучения.Технология проблемного обучения – такая форма обучения, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями учителя и обучающихся. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации.В своей педагогической деятельности я использую ИКТ. Главная цель моей деятельности как учителя - создание условий для развития творческого потенциала учеников и качеств, необходимых в жизни.Цель работы: исследование способов применения элементов проблемно - поисковой технологии обучения на уроках географии, обобщение и систематизация передового опыта по использованию данной технологии.Все мы постоянно сталкиваемся с проблемами. Умение находить пути их решения – одно из основополагающих качеств успешной личности, поэтому технология проблемного обучения помогает ученикам развиваться и позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Регулярное создание на уроке проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.Кроме того, выводы, к которым ученик пришел сам, воспринимаются и убеждают его сильнее, чем те, что ему сказали другие. Таким образом, формируется творческая личность, способная к саморазвитию. Проблемное обучение можно использовать, как на этапе объяснения нового материала для того, чтобы проверить актуальные знания обучающихся по теме и позволить им самим определить тему урока. Кроме того, данную технологию можно применять во время практикума (в данном случае удобно использовать групповую работу над проблемой). А также на этапе обобщения изученного можно использовать данный метод для повышения познавательной активности и проверки уровня усвоения материала.Технология проблемного обучения позволяет развивать различные УУД в соответствии с ФГОС: умение вести диалог, дискуссию, работа в группах, самостоятельная работа с использованием различных источников информации, развитие логического мышления, формирование целостного мировоззрения и уважительного отношения друг к другу.Ученики все разные: один легко высказывает свое мнение, другому сложно начать разговор, третьему бывает трудно поддерживать диалог и высказывать свою точку зрения, четвертый испытывает неуверенность в правильности своих доводов или стесняется задавать вопросы и т.д.Использование проблемного обучения на уроке географии, например, в форме анализа карт, создает ситуацию живой разговорной обстановки и продуктивного сотрудничества, дети начинают высказывать свою точку зрения, может возникнуть дискуссия.Из опыта работы.
  • При завершении изучения темы «Атмосфера» в 6 классе ввожу проблемный вопрос: «Как вы думаете, какое значение имеет атмосфера для человека и для планеты в целом» и обучающиеся самостоятельно или в группах выделяют по пунктам виды влияния атмосферы на другие оболочки, и заполняют схему на доске или слайде.
  • Во время изучения темы «Литосфера» в 7 классе обучающимся предлагается следующая проектная работа:
  • «Можно ли открыть новый материк (гипотетический)»1. Обоснование возможности открытия гипотетического материка.2.Предполагаемые условия для его открытия.3.Примерная область подобного открытия.4.Последствия существования предполагаемого материка для других континентов и планеты в целом.Проектная деятельность позволяет ученикам самосовершенствоваться, выходить за рамки классической рабочей программы и способствует повышению мотивации к учебной деятельности Проектную методику также можно использовать и во внеурочной деятельности, например, моя ученица представляла на конкурсе Моя малая родина проект о музее-заповеднике Татарское городище.Использование ИКТ позволяет использовать разные варианты проблемного обучения, что приводит к более легкому усвоению материала и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся на уроках географии.
  • Своего рода проблемно-поисковым методом обучения можно считать создание мультимедийных презентаций обучающимися к уроку. Ученик (или группа) самостоятельно подготавливает презентацию и выступает перед классом, затем остальной класс задает вопросы и в результате обсуждения делаются выводы. Таким образом развиваются умения мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
  • Мною в школе проводились элективные курсы «Туристические маршруты по всему миру» и «Природное и культурное наследие России и родного края», где помимо мультимедиа презентаций и видео сюжетов, у обучающихся была возможность обсудить новые знания и высказать свое мнение.Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся позволяет сделать вывод о положительных результатах проделываемой мною работы.Каждый год мои ученики принимают участие во всероссийской олимпиаде школьников по географии и неоднократно становились победителями и призерами ее районного этапа.Таким образом, регулярное использование на уроках географии и во внеклассной работе технологии проблемного обучения позволяет расширять географический кругозор обучающихся, повышает качество усвоения знаний, позволяет более уверенно держаться в разговоре, не бояться отстаивать свою точку зрения и делать выводы, использовать географические знания на практике в повседневной жизни.