Публикации «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского: специфика жанра».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского: специфика жанра».
Автор: Ражапова Анна Сергеевна

«Дневник писателя» Ф.М. Достоевского: специфика жанра». «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского − явление исключительное в истории русской литературы.Уникальность «Дневника писателя» в том, что на протяжении нескольких годов в России выходило повременное издание, которое автор превратил в своеобразную трибуну, с высоты которой общался с народом, обращая его внимание на проблемы, которые волновали лично его. Достоевский преобразовывал попавшие в поле его зрения факты в реальную злобу дня. Актуализация фактов реальной жизни превращала «Дневник писателя» в действительно уникальное издание.В обширной литературе, посвященной творчеству Ф.М. Достоевского, «Дневнику писателя» уделено определенное место. Критики видели в произведении писателя значимость для эпохи, отмечая жанровое своеобразие дневника, а время оставляет пространство для дальнейших исследований, посвященных ему. В эпоху интернета такой тип общения становится все более популярным, поскольку многие авторы могут попробовать себя в такого рода издании, а также общие результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы.«Дневник писателя» Ф.М. Достоевский задумывал еще задолго до его публикации. Он уже знал цель и форму данного произведения. В 1873 году писатель принимает предложение редактировать еженедельник В.П. Мещерского «Гражданин». Не считая редакторства, Ф.М. Достоевский ведет рубрику «Дневник писателя», предвосхитившую будущее самостоятельное издание под тем же названием. Пресса обрушивалась на «Дневник» практически по любому поводу, и в 1876 году Ф.М. Достоевский покидает «Гражданин» и начинает выпускать самостоятельное издание «Дневник писателя».Стоит отметить, что события окружающего мира писатель пропускает через свое сознание. Он субъективен в выборе предмета разговора, он субъективен в оценке фактов, но в том и заключается сила дневниковой записи − она позволяет соединить объективно случившееся с индивидуально-неповторимой точкой зрения пишущего.В «Дневнике писателя» Достоевского открытое авторское «я», писатель с уже известным именем вместо «масок» издателей. Автор в «Дневнике» открыто полемичен, он говорит с читателем от первого лица, причем его голос слышен отчетливо, а не завуалирован мнением вымышленных персонажей. Ф.М. Достоевскому важно быть услышанным и правильно понятым как можно более широкой аудиторией.Достоевский, как правило, не исчерпывает поднятую им тему публикацией отдельного номера: наращивание проблемы осуществляется продолжением разговора на избранную тему из номера в номер. Или же он возвращается к поднятой теме через какое-то время снова.Говоря о структуре произведение, следует отметить, что всё содержание «Дневника» можно разделить на четыре части:
  • художественные произведения, например,
  • «Маленькие картинки», «Мальчик у Христа на елке»;
  • 2) воспоминания, например, «Нечто личное»; 3) литературно-критические статьи, например, «Влас»;4) публицистические произведения.В «Дневнике писателя», как и в своей прозе, Достоевский обращается к проблемам национально-религиозным, историческим, политическим, эстетическим. Несомненно, индивидуально-целостный характер публицистики писателя в семидесятые годы обусловлен и самой важной для него, сквозной и неразрывной проблематикой − национально-религиозной. Национальное начало у Достоевского выход на второй план по отношению к религиозному, которое, в свою очередь, соотносится с нравственным.Органичным итогом размышлений писателя над многими вопросами стала пушкинская речь. Нам же представляется, что речью о Пушкине с ее главным пафосом всечеловечности и примирения объективно завершилось национально-религиозное самоопределение Достоевского в рамках универсально-синтетической русской идеи. Писатель вырвался в ней за пределы противоречивого сознания и обрел целостность взгляда на национально-религиозную проблематику, ориентируясь на свой идеал, на Пушкина, как на прообраз «всего будущего назначения и всей будущей цели России». Ф.М. Достоевский естественным путем шел к расширению национально-культурного и религиозно-философского кругозора. Подобно Пушкину, он интересовался и мусульманством, и язычеством, к тому же приобрел живые впечатления от Азии и Европы. В результате у него сложился своеобразный культурно-типологический контекст «русской идеи», позволивший проводить широкие сопоставления и наталкивающий на неожиданные ассоциации.Ф.М. Достоевский. в конечном итоге представил ее осуществление, ее воплощение как христианскую миссию России. Он в числе первых начал говорить о русской самобытности и стал автором концепции «Русский народ – народ богоносец». Писатель вывел великое предназначение православия, которое он видел в преодолении государства, всякого вообще принуждения, в устройстве человеческой жизни на началах положительной христианской свободы. Говоря о детях, в контексте религиозного вопроса, автор видит в ребенке непорочный, чистый, ангельский образ, дыхание самого Господа, поднимает тему «трудного детства» во многих своих произведениях.И в этом смысле такая миссия выглядит, не историческим преимуществом, не национальной заслугой, не конфессиональным достоинством, а крестом по силе.Поднимая политические проблемы, писатель «разыгрывает» на страницах «Дневника» своеобразный диалог России с Европой. Обида и сознание несправедливого унижения русских европейцами не раз прорывается на страницах произведения. Автор возмущается тем, что Европа до сих пор принимает Россию за «отставшую, звериную и непросвещенную» нацию.Но взгляд на Европу с точки зрения библейской генеалогии и истории, понимаемой как возвращение к ее истокам, привел к тому, что нетерпимое ожесточение в рассуждениях писателя стало исчезать. Признавая Европу быть взаимно готовой к продолжению культурного диалога с Россией, он радуется, когда может отметить «чуткость» Европы, начинающей следить «теперь за русским движением с чрезвычайным вниманием... в ее уважении мы выросли». Эта надежда на европейское уважение к России подтвердится и в последнем выпуске «Дневника писателя»: «Европа...начнет нас уважать!».«Русская идея», утверждаемая Достоевским как универсальная в широком азиатско-европейском контексте, должна была пройти испытание «еврейским вопросом». По мнению писателя, обращенность России к Европе и Азии, выгодно отличала «русскую идею» от всех, и прежде всего, от еврейской. Отношение писателя к евреям и их вере не было однозначным: необходимо учитывать не только его антисемитские выпады, но и те факты положительного отношения к евреям, которые оформляли его заветную идею о всечеловечности и всепримиримости.Подходя к эстетическим проблемам, следует отметить, что, по мнению писателя, без идеала не может существовать ни настоящее искусство, ни достойное общество. В концепции Ф.М. Достоевского лидирует мысль о нравственной красоте. Гармония, благоразумие служат лишь внешней оболочкой, когда моральная высота предстает главной в эстетическом идеале автора. В конечном итоге, в его творчестве оформился идеал единой нравственной почвы, общего духовного истока, откуда пошло человечество и куда необходимо вернуться обогащенной каждой «национальной личности», чтобы спастись.Учитывая писательские стратегии своей нацеленностью на диалог с читателем, Ф.М. Достоевский ищет наиболее адекватную форму общения с народом, таковой становится жанровый диалог и жанровое взаимодействие.Сочиняя «Дневник», Достоевский за несколько лет придумал издание, представляющее собой публицистический цикл, включающий в себя различные жанры. Целостность «Дневника» можно, таким образом, рассматривать на двух уровнях: уровне метажанра (в качестве которого выступает цикл как система разножанровых текстов, объединенных авторской точкой зрения, пространственно-временными координатами, форматом и структурной организацией содержательных компонентов публикации); а также − на уровне жанров, входящих в этот цикл.Говоря о дневнике, как о литературном жанре, следует отметить, что жанр «дневник» представляет собой, во-первых, литературный текст, создаваемый намеренно как дневник, и, во-вторых, дневник, который пишется для себя и литературным текстом не является.Одной из главных особенностей дневника как жанровой формы является свободная повествовательная структура. Характер повествования Ф. М. Достоевского, его «тон» зависит от того, каким образом излагаются события, характеристики, факты – констатируются ли при этом и оцениваются; кому – персонажу или повествователю – принадлежит оценка; каков повествователь (рассказчик); каковы взаимоотношения повествователя и автора.Так же отметим, что «Дневник писателя» приобретает уникальную жанровую специфику. Сосуществование в рамках одного замысла элементов журнала и элементов дневника определяет сложную, нетрадиционную жанровую природу произведения. «Дневник» может быть определен как метажанр. Многообразие различных жанровых образований (статьи, очерки, воспоминания, записи дневникового характера, рассказы) способствует свободе выражения авторского сознания на страницах произведения. Достоевскому удается сопрягать в рамках своего издания жизненно-реальное и художественно-условное, статьи и рассказы, подробности текущего и философские обобщения. Дневниковая, документальная основа, ориентированная на отображение реальной действительности, соединялась с творческой рефлексией, с поиском истины в самой жизни, а также с художественной обобщенностью благодаря единому авторскому сознанию. В результате этого «синтезированного опыта» рождалась уникальная целостность «Дневника писателя», которая не исчерпывается простой констатацией входящих в него жанров и тем.Пограничная жанровая природа «Дневника» с ее незаданностью и принципиальной открытостью для различных жанровых образований позволила создать Ф.М. Достоевскому уникальный феномен – произведение, выходящее за рамки как литературно-художественной, как и документально-дневниковой формы реализации творческого замысла.Размышляя о том, что публицистика является доминантой в произведении, обратим внимание на то, что границы между жанрами в пределах «Дневника писателя» выглядят размытыми. Был проведет анализ майского выпуска «Дневника писателя» 1876 года, который состоял из двух глав. Первая была посвящена делу A.B. Каировой. По существу, это судебный очерк. Вторая глава выпуска, состоящая из трех частей, отдана корреспонденции о посещении автором Воспитательного дома в Петербурге; комментарий к письму самоубийцы, опубликованному в «Новом времени» и ответ писателя читателю «Дневника» относительно идеи всеобщего согласия, которое потихоньку пробивает себе дорогу в русском обществе. Мы можем сделать вывод, что майский выпуск «Дневника» скреплен размышлениями писателя о существе самой жизни, в которой Достоевский пытается обнаружить некое оптимистическое начало.Таким образом, факт в публицистическом обозрении уже сам по себе выполняет не только познавательную, но и оценочную функцию. Следует отметить, что Достоевский, выстраивая каждый выпуск «Дневника» как отклик на актуальную проблему дня, стремится придать этому отклику максимально занимательный характер.Особое место в исследовании жанровой природы «Дневника писателя» занимают включенные в общий повествовательный текст художественные произведения. Беллетризация повествования − один из приемов публицистического письма, один из принципов анализа реальной действительности.Создавая «Дневник», Достоевский включает в документальное повествование художественные тексты. Чисто художественных произведений в «Дневнике» немного − «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей», «Столетняя», «Кроткая», «Сон смешного человека». Значимость этих текстов в том, что, вводя в повествование художественный вымысел, Достоевский тем самым уравнивает значимость образного и документального способов познания мира.И еще одно обстоятельство заставляет говорить о жанровой необходимости названных рассказов в тексте. Исходя из того, что каждый выпуск представляет собой специфический вариант обозрения, то нетрудно увидеть, что рассказам, включенным в общий текст, отводится роль особых знаковых единиц.В этом можно убедиться, обратившись к рассказу «Кроткая», опубликованному в ноябрьском выпуске «Дневника» за 1876 год.Форма художественного повествования позволяет найти оптимальный способ решения этой задачи. В этом смысле «Кроткая» является естественной составляющей той темы − темы самоубийств, прокатившихся по России в эти годы. Художественная проза, включенная в «Дневник», дополняет анализ картины мира, созданной Достоевским. И если система художественных образов − это в максимальной степени объективная картина действительности, то в сугубо публицистических текстах мы имеем дело с демонстративно субъективным ее анализом.На основе проделанной работы были сделаны следующие выводы:
  • «Дневник писателя» был создан Ф.М. Достоевским для общения с читателями по самым острым проблемам современной России его времени.
  • «Дневник писателя» стал трибуной для публичного распространения идей, отличающихся целостностью. Но следует признать, что по своим типологическим признакам «Дневник» журналом не являлся. Это публицистический цикл, вобравший в себя самые разнообразные жанры: публицистические статьи, очерки, фельетоны, анекдоты, рассказы, мемуары, ораторские выступления.
  • Тематическое и жанровое разнообразие «Дневника писателя» не отменяет существенной его особенности: издание принадлежит одному субъекту высказывания. Это одновременно и исповедальный, и проповеднический текст, принадлежащий глубокому аналитику происходящего.
  • Проблемы, которые затрагивает писатель в «Дневнике» имели важное значение как для самого Достоевского, так и для народа. Стоит отметить, что эти вопросы поднимались ранее им в других произведениях.