Публикации Программа дополнительного образования "Восточные танцы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа дополнительного образования "Восточные танцы"
Автор: Гардер Мария Дмитриевна

Комитет по образованию Администрации Городского округа ПодольскМуниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №31»Принята на заседании Утверждаюпедагогического совета Директор МОУ СОШ 31 от «__»____20__г. __________Т.В. БеляеваПротокол №___ «__»____20__г.Дополнительная общеобразовательная программа-Дополнительная общеразвивающая программа«Восточные танцы. 2 год обучения»(базовый)Возраст учащихся: 7-15 летНаправленность: художественнаяСрок реализации: 1 годАвтор-составитель:Гардер Мария ДмитриевнаПедагог дополнительного образованияГ.о. Подольск, 2022Пояснительная запискаВосточный танец – это искусство, история которого насчитывает века, а может быть, и тысячелетия. Восточный танец – это яркое, захватывающее зрелище, которое дарит наслаждение и здоровье. Сложные движения танца приучают организм детей к длительным и разнообразным физическим нагрузкам, вместе с выносливостью тело приобретает гибкость и изящество. Танец заставляет работать весь организм «в усиленном режиме». После занятий у воспитанников заметно улучшается самочувствие, позвоночник становится гибким, исчезает сутулость, появляется грациозность движений. Также танец снимает стресс и депрессию, дарит детям радость. Танцуя, воспитанники приобретают новые качества – артистизм, коммуникабельность, умение преподнести себя, чувство коллективизма, развивают свои творческие способности и фантазию в процессе изготовления костюмов для выступлений.Восточная культура стала неотъемлемой частью мировой культуры, вызывает желание детей и подростков изучать традиции, обычаи, обряды, танцы, песни народов Востока, что, в свою очередь, послужило причиной создания данной программы. Программа основана на анализе практик восточного танца, имеющихся материалов электронных образовательных ресурсов сети Интернет и личном опыте педагога. Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая (хореографическая). Направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание познавать свои физические и эмоциональные возможности, постигать основы пластики и хореографии.Актуальность данной образовательной программы связана с популяризацией в последнее время восточных танцев и музыки не только среди взрослого населения нашей страны, но и среди детей и подростков. К тому же занятия восточными танцами предполагают удовлетворение потребностей современных детей, подверженных гиподинамии, больше двигаться и вести активный образ жизни. Новизна данной образовательной программы состоит в самой идее восточного танца, предполагающего импровизацию, которая дает возможность ребенку самостоятельно решать, какой танец будет создан сегодня, а какой завтра, в этом заключена свобода творчества. Главным в работе является не количество пройденного материала, а включенность каждого ребенка в учебный процесс, возможность создания каждым ребенком собственного «образовательного маршрута», организация успеха детей. Педагогическая целесообразность программы обусловлена индивидуальным подходом к ребенку, направленным на развитие творческой личности и включающая в себя разнообразные формы обучения. Отличительной особенностью данной программы является её гибкая структура. Набор содержания и форм подготовки учащихся в учебных темах строится по вариативному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения целей обучения. Программа предполагает освоение обучающимися особенностей восточного танца, ритмического и инструментального разнообразия восточной музыки, восточного костюма и его разновидностей. Цель программы – совершенствование общей и эстетической культуры, раскрытие творческих, физических, умственных и музыкально-двигательных способностей путем овладения выразительными средствами восточного танца.Задачи программыЛичностные:продолжить изучение культуры восточного танца, его специфику и манеру исполнения;продолжить развивать художественно-образное мышление, умение воспринимать и принимать хореографические постановки в соответствии с программными замыслом;совершенствовать гибкость тела, плавность движений, координацию; – развивать музыкальный слух и ритмичность;совершенствовать исполнительские качества –артистизм, эмоциональность воспроизведения. Предметные: –закрепить умения выполнения основных элементов восточного танца;закрепить знания терминологии; –выработать устойчивость двигательного навыка движений, характерных для восточных танцев; закрепить умения связывать отдельные движения в композицию; закрепить умения импровизировать под музыку; –научить танцевать с предметом (платком, крыльями и др.); –научить работать в коллективе. Метапредметные: –воспитать интерес к восточной культуре; –воспитать терпение, волю, самоорганизованность;–воспитать трудолюбие и целеустремленность; –воспитать умение замечать свои ошибки и стремление их исправить; –воспитать навык преодоления страха выступлений перед большой аудиторией на концертах и конкурсах;–воспитать эстетический вкус;–содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;–сформировать ориентацию на продолжение обучения в области хореографии.Возрастные особенности детейМладший школьный возраст — 7-10 лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет. Сроки реализации программыДанная программа рассчитана на 1 год обучения. Формы и режим занятийГрупповые занятия (15 человек в группе) предполагают проведение тренингов, сводных занятий, беседы, просмотры, показы, выступления и т.п.Режим занятий72 академических часа (2 ч в неделю, групповые);Включают:–теоретические занятия (до 30%); –практические занятия (70% –групповые).Ожидаемые результаты и способы их проверкиЛичностные:– изучена культура восточного танца, его специфика и манера исполнения; – развито художественно-образное мышление, умение воспринимать и принимать хореографические постановки в соответствии с программными замыслом;– усовершенствованы гибкость тела, плавность движений, координацию; – развит музыкальный слух и ритмичность; – усовершенствованы исполнительские качества –артистизм, эмоциональность воспроизведения. Предметные:сформировано умение выполнять основные элементы восточного танца; –знакома терминология; –выработана устойчивость двигательного навыка, характерого для восточных танцев; – закреплены умения связывать отдельные движения в композицию;– сформированы умения импровизировать под музыку;есть умение танцевать с предметом (платком, крыльями и др.);дети умеют работать в коллективе. Метапредметные:устойчивый интерес к восточной культуре; развиты терпение, воля, самоорганизованность;развито трудолюбие и целеустремленность;развито умение замечать свои ошибки и стремление их исправить; –воспитан навык преодоления страха выступлений перед большой аудиторией на концертах и конкурсах;имеется эстетический вкус;–сформирована ориентация на продолжение обучения в области хореографии. К концу года обучающиеся должны выучить новые танцы: 2–3 массовых танцев, а более сильные учащиеся могут исполнять сольные номера. Допускается до 2–3-х сольных танцев, одного дуэта и трио.Формы подведения итоговОсновной формой подведения промежуточных итогов работы кружка являются открытые занятия, участие в концертных программах учреждения и городских мероприятиях. Итог всей учебной деятельности кружка –итоговый отчетный концерт.Кадровое обеспечениеОсуществляет педагог дополнительного образования, реализующий данную программу.Механизм оценки результативности освоенияПрограммы заключается в следующем: к концу года обучающиеся должны выучить новые танцы: 2–3 массовых танцев, а более сильные учащиеся могут исполнять сольные номера. Допускается до 2–3-х сольных танцев, одного дуэта и трио.Материально-технические условия реализацииНаличие танцевального зала, музыкального сопровождения, подобраны музыкальные композиции.Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28)
  • Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242), О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844), Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499), Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825– 13 в/07).
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСодержание программы1.Вводное занятие (теория 1 ч)Прохождение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с планом работы кружка, репертуаром.2.Ознакомление с культурой восточного танца (теория 1 ч)Ознакомление с формами танца, направлениями и стилями в восточных танцах, понятие атрибутика в восточных танцах и правила и техника использования аксессуаров в танце. Виды восточных костюмов и хореографические особенности использования костюма.3. Учебно-тренировочная работа3.1.Основы классического и народно-сценического танца (теория 4 ч, практика 16 ч)А. Экзерсис на полу:1)Позиции ног I, II, III, IV.2)Подготовительное положение и позиции рук: I, II, III(вначале изучается на середине зала при неполной выворотности ног).3)Demi-pliésв I, II, V позиции.4) Grands pliésпо I, II, V позиции.5)Relevéна полупальцах по I, II, Vпозиции, с вытянутых ног и с demi-pliés.6)Battementstendus:–из Iпозиции в сторону, вперед, назад;–из Vпозиции в сторону, вперед и назад.7).Battementstendusjetés:–из I, Vпозиции в сторону, вперед и назад;–demi-pliésпо Iи Vпозиции в сторону, вперед и назад;–piquesв сторону, вперед и назад.8). Demi rond de jambe par terre en dehorset en dedans Ronddejambe par terre en dehorset en dedans.9). Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку).Б. Ознакомление с элементами народно-сценического танца.3.2. Основы восточного танца (теория 4 ч, практика 12 ч) Принципы соединения элементов движения в отдельные связки. Соединение элементов сложных движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной плоскости, пристраивание из одного рисунка в другое путем вращения. Разучивание связок из простых элементов без музыки, под счет, под музыку. Разложение танца по схеме. Разучивание танца по частям (1,2,3 части). Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально и в группе. Закрепление материала на основе изученного простого танца. 3.3. Танцевальная импровизация (теория 4 ч, практика 10 ч)Импровизация под знакомую музыку на заданную педагогом тему.3.4.Ознакомление с техникой работы с аксессуарами (теория 2 ч, практика 8 ч)Хореографические особенности использования аксессуаров. Правила техники безопасности в использовании аксессуаров. История появления аксессуаров для танца.4. Постановочно-репетиционная работа (теория 1 ч, практика 2 ч)Подбор музыкального материала, видеоматериалов, постановка и отработка танцев.5. Воспитательная работа (теория 3 ч) Беседы на тему воспитания культуры общения и поведения. Он-лайн посещение обучающимися концертных мероприятий, фестивалей, конкурсов, отчетных концертов с целью обогащения знаний и вовлечения их в единый коллектив.6. Концертная деятельность (практика 2 ч)Участие в различных культурно-массовых мероприятиях.7. Итоговое занятие (теория 1 ч, практика 1 ч) К концу года обучающиеся должны продемонстрировать на открытом занятии: 4–5 массовых танцев, а более сильные учащиеся могут исполнить сольные номера. Допускается до2–3-х сольных танцев, одного дуэта и трио.Календарный учебный планДополнительная общеобразовательная программа«Восточные танцы»Методическое обеспечениеВ условиях дополнительного образования ребёнок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий в данной программе –дать детям почувствовать радость труда в учении, решить социальную проблему развития способностей каждого обучающегося, включив его в активную деятельность. Гибкость программы, гуманистические взаимоотношения участников, комфортность условий для творческого и индивидуального развития, адаптация интересов участников в любой сфере человеческой жизни создают условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы –индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных игровых ситуаций и активную деятельность обучающих по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Ребёнок самостоятельно постигает понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. Немаловажное значение при реализации данной программы следует уделить таким формам работы, как беседы, совместные походы и экскурсии, участие детей в совместных концертах, конкурсах, фестивалях и т.п. При проведении занятий, особенно теоретического цикла, необходимо использовать информацию на различных технических носителях –видео, аудио и др.Методы обучения: наглядные, словесные, практические.Список литературы1.Басина М.И. Простор для творчества.– М.: Руспублика, 2020. – 590 с.2.Брон Л. Г. Самоучитель восточных танцев. –М.: ЭКСМО, 2014. – 356 с.3.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М.: Литер-А, 1980. – 126 с.4.Вайт Э.Г. Семья и здоровье. – М.: ЭКСМО, 1968. – 158 с.5.Вихрева Н.А. Классический танец для начинающих. – М.: Республика, 2020. – 426 с.6.Гончаров И.Ф. Действительность и искусство. – М.: Литер-А, 1978. – 148 с.7.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. –М.: АСТ; Минск: Харвест, 2012. – 272 с. 8.Ерожевой Н.М. Воспитание детей в неполной семье.– М.: Литер-А, 1980 – 148 с.9.Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. –М.: Белый город, 1997. – 127 с.10.Кон И.С. Психология старшеклассника..– М.: Литер-А, 1980 – 148 с.11.Костровицкая В. 100 уроков классического танца. –М.: АСТ; Минск: Харвест, 2012. – 272 с.12.Лавриненко Л.Б. Арабские танцы. Самоучитель (Воплощенные мечты). - М.: ЭКСМО, 2014. – 356 с.13.Кленская И.С. Беседы о смысле жизни.– М.: Белый город, 1997. – 136 с.14.Лопухов А.В., А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. Основы характерного танца. – М.: Руспублика, 2010. – 316 с.15.Маншева В.А. Работа с родителями. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2012. – 327 с.16.Мицкевич А.В., Обухова В.Н. Методика правового воспитания учащихся.– М.: Литер-А, 1978. – 168 с.17.Пасютинская В.П. Волшебный мир танца. М.: ЭКСМО, 2014. – 336 с.18.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.– М.: Белый город, 1981. – 136 с.19.Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Изобразительное искусство, 1992. – 355 с.20.Цыганкова Рада. Школа восточного танца. –М.: Изобразительное искусство, 2016. – 275 с.21.Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность.– М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: Нева, 1979. – 479 с.