Публикации Эффективные технологии сотрудничества в системе «педагог-ребенок-родитель».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные технологии сотрудничества в системе «педагог-ребенок-родитель».
Автор: Николаева Ирина Витальевна

Николаева И.В.Педагог дополнительного образованияМАУДО «Дом детства и юношества»Г. Златоуст, Челябинская областьЭффективные технологии сотрудничества в системе«педагог-ребенок-родитель».Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: контакт между детьми и взрослыми, воспитание разносторонней личности.Ключевые слова: дополнительное образование, воспитательная работа, сотрудничество, ребенок, педагог, родитель, контакт.Воспитывает всё – люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего – люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А.С.МакаренкоТема взаимодействия всех участников образовательного процесса, педагогов, родителей и их детей, актуальна на всех этапах обучения ребенка. От поступления ребёнка в детский сад и до окончания школы система «педагог-ребенок-родитель» должна действовать постоянно. Под действием прогресса, многие семьи утрачивают добрые старые традиции, выполняющие воспитательные функции. Семьи с разными культурными обычаями и взглядами на жизнь, по-своему понимают место ребёнка в культурной и общественной жизни. Немаловажную роль в этом играют учреждения дополнительного образования, которые призваны помочь семье воспитывать ребенка. В различных учреждениях дополнительного образования достаточно условий для творческого развития личности, ее самоутверждения, там могут оказать помощь детям и подросткам в их развитии и воспитании. Позитивное решение проблем, отвечающих интересам детей, их личностному развитию возможно лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогает в их культурном и духовном развитии, содействует укреплению взаимопонимания родителей и детей.Главной целью учреждений дополнительного образования в работе по данному направлению, является установление прочных продуктивных контактов с родителями воспитанников и активное заинтересованное взаимодействие родителей с педагогами в личностном творческом развитии ребенка. Следует отметить, что учреждения дополнительного образования обладают широким спектром и разнообразием форм и видов деятельности для работы с детьми и их родителями. Праздники, концерты, открытые занятия, дни открытых дверей, выпускные, совместные коллективные творческие дела, способствуют установлению взаимоотношений между детьми и родителями. Наиболее значимым направлением в работе педагога с родителями является сотрудничество с семьёй обучающихся. Наша задача помочь родителям в организации воспитания детей, заинтересовать и вовлечь их в общий воспитательно-образовательный процесс. Очень хорошо, когда родители сами приводят детей в объединение, педагог знакомится с ребенком, с родителем, сразу возникает визуальный контакт. Впоследствии даже общение в соцсетях происходит с конкретными людьми, а не просто с аудиторией. Основная задача педагога объяснить родителям, чем мы будем заниматься на занятиях, расписание занятий, кто будет приводить и уводить ребенка, чтоб родитель понял, что каждый ребенок нам не безразличен. Цель педагога - оказание помощи родителям и детям в вопросах организации занятий, а также в вопросах консультации по творческим темам. Цель родителей – принять, использовать педагогическую помощь для домашней работы с детьми. При этом повышается значимость детско-родительских отношений, гармонизируются межличностные отношения в семьях, формируются позиции «любящего взрослого». Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (школа, дополнительное образование, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс. Мы вырабатываем совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Педагоги и родители вместе ищут наиболее эффективные способы воспитания и обучения ребёнка.Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к внеурочной работе своего ребенка. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь, которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Дети очень любят делать своими руками подарки для родителей к разным праздникам. Мы записываем онлайн-поздравления ко всем праздникам для родителей и мастер-классы в соцсетях. Так же в объединении отмечаются Дни Рождения, праздники, каникулы, которые сопровождаются совместным чаепитием. Педагоги и обучающиеся объединения в течение учебного года принимают участие в конкурсах, фестивалях различного уровня и занимают высокие призовые места. Всё это помогает укреплять связь «педагог-ребенок-родитель».Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и совместную деятельность в системе «педагог – ребенок – родитель», необходимо:
  • Взаимное информирование о ребенке (общение с родителями по поводу детей) и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей.
  • Обеспечение открытости дополнительного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство учреждения.
  • Обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях различного формата, самом образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.)
  • Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Так же для эффективного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» необходимо стимулирование, которое включает:
  • Моральное и материальное поощрение педагогов и родителей.
  • Благодарственные письма родителям за хорошее воспитание детей.
  • Почетные грамоты и дипломы для детей за активное участие в деятельности коллектива.
  • Поздравления родителей с календарными праздниками.
  • Выставки творческих работ детей и родителей.
  • Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение учителей и родителей имеет свои особенности. Их общение — шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые педагоги и родители передают друг другу. В результате такого сотрудничества выигрывают все.Литература