Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии "Снегири" (стартовый уровень)
Автор: Ковалева Эльнара Джаваншировна
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАШИНСКИЙ» ПРИНЯТО решением Педагогического совета МБУДО «ЦВР «Пашинский» Протокол № ___ от «___» _____ 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ЦВР «Пашинский» ___________ Е.В. Веремьянина Приказ № ________от ______2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА образцового коллектива Театра танца «Снегири» (стартовый уровень) возраст учащихся: от 3 до 6 лет срок реализации программы: 4 года Составители: начальник отдела Ковалева Э.Д., педагог дополнительного образования Сунцова Т.Ф. Новосибирск – 2022 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа образцового коллектива Театра танца «Снегири» (далее ДОП «Снегири») относится к художественному направлению и реализуется в МБУДО «ЦВР «Пашинский» с 2007 года. Данная программа является модифицированной и рассчитана на 4 года обучения детей от 3 до 6 лет. ДОП «Снегири» предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 3–6 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами и видами. Обучение по программе поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Нормативно-правовые документы Данная программа опирается на следующие нормативно-правовые документы: ̶ Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.); ̶ Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; ̶ Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); ̶ Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); ̶ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; ̶ Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); ̶ Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.; ̶ Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3); ̶ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; ̶ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.); ̶ Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 3 ̶ Примерная программа воспитания (утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http: //form.instrao.ru). Актуальность программы состоит в том, что такой вид искусства, как хореография сочетает в себе высокую востребованность и полезность в плане физического развития, а также дает возможность уже с 3-х летнего возраста привлекать детей к хореографическому искусству. Цель деятельности по программе: формирование интереса к занятиям хореографией и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами детского игрового танца. Задачи деятельности по программе: Предметные: - обучить основным двигательным навыкам; - познакомить детей с элементами музыкальной выразительности (темп, ритм) через танцевальные движения; - дать первоначальное представление и знания о искусстве хореографии; - способствовать развитию навыков передачи образа и содержания танцевально-игровой композиции через движения. Метапредметные: - сформировать начальные навыки дисциплинированности, организованности и трудолюбия; - способствовать развитию коммуникативных навыков; - обучить начальным навыкам публичного выступления. Личностные: - внести вклад в развитие показателей физической подготовленности с помощью упражнений, способствующих правильному формированию тела и осанки; - положить начало развития музыкального и ритмического слуха; - сформировать мотивацию к занятиям хореографией; - создать ситуации для развития ловкости, скорости реакций, внимания. Отличительной особенностью данной программы является наличие сценической практики с первого года обучения, что даёт возможность обучающимся дошкольного возраста получать опыт работы на сценической площадке. Выступление на сцене повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению. Новизна ДОП «Снегири» заключается в комплексном использовании трех методов: метода музыкального движения, метода хореокорреции и методики партерного экзерсиса. Выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста. ДОП «Снегири» разработана на основе многолетнего практического опыта с разновозрастной категорией учащихся, с учётом их интересов, познавательной активности и творческих возможностей. При разработке программы использован опыт работы педагогов – хореографов: Вагановой А.Я., Шершнева В.Г. 4 Индивидуальные и возрастные особенности учащихся Дети 3-4 лет: проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Различают высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. При незначительной помощи взрослого выполняют простейшие движения: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку, согласуя движения с характером музыки. Дети 4-5 лет: испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (песня, танец, марш). С желанием исполняют музыкально-ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, общий рисунок в танцах, особенности в музыкальных играх. Дети 5-6 лет: с выраженным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства музыкальной выразительности, соотносят её содержание с явлениями и образами окружающей действительности; делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искусства, используя в играх. Исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки предают образ; овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях. Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная методика обучения и систематичность занятий. Объём и срок освоения программы Период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Снегири» - 4 года. Объем программы – 144 часов для каждого года обучения (при 9 учебных месяцах в учебном году), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (занятия), продолжительность одного учебного часа (занятия) составляет 30 минут. Особенности организации образовательного процесса Год обучения Количество часов в год Количество часов в неделю Продолжительность одного занятия Количество детей в группе I 144 4 30 минут 15 человек II 144 4 30 минут 15 человек III 144 4 30 минут 15 человек IV 144 4 30 минут 15 человек Принципы обучения Принцип последовательности и доступности (реализуя этот принцип, ведется обучение детей с азов: игровые упражнения, простейшие шаги и движения под музыку. В процессе обучения появляются ритмичные упражнения, связки, комбинации (от более простых до более сложных), развивающие слух и чувство ритма). 5 Принцип опоры на интерес – один из самых важных, необходимо поддерживать и повышать интерес обучающихся к танцевальному искусству. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка – необходимо давать каждому ребенку раскрыться в танце (учитывая физические данные каждого); раскрыться как личности Основные методы, используемые в работе: - метод сенсорного восприятия (используется при демонстрации фотографий, видеоматериалов); - словесный метод (используется при объяснении упражнений, нового материала, при анализе занятия; беседах) - наглядный метод (пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения); - практический метод (является преобладающим в деятельности педагога-хореографа, так как специфика работы в объединении предполагает ориентацию на продуктивную деятельность); - метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение детей, создание ситуации успеха). Классификация учебных занятий по хореографии в рамках программы Обучающее занятие. Основная задача – освоить отдельные элементы и соединения. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Обучающее занятие является основным. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к «основному» движению. В многолетней подготовке данный вид занятия находит наибольшее применение на этапах стартового, базового и продвинутого уровня подготовки при освоении новых композиций. Тренировочное занятие. Главная задача этого вида занятия – подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня мастерства. Такое занятие можно применять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. По сравнению с обучающим занятием тренировочное является более узконаправленным, насыщается конкретными элементами. Разминочное занятие. В период непосредственной подготовки к конкурсам и выступлениями рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого – разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности). Показательное занятие. В таком занятии нет необходимости выдерживать «физиологическую кривую». Главное здесь – это зрелищность, которая будет 6 определяться оригинальностью подобранных упражнений, сменой темпа, характера движений, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством юных танцоров. Структура занятия Занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Назначение вводной части занятия – подготовка организма к предстоящей физической нагрузке: организация группы, умеренное разогревание организма, сосредоточение внимания и регулировка эмоционального состояния, занимающихся детей. Содержание - строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, простые прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, упражнения на связь движений с музыкой. Основная часть занятия – упражнения общей и специальной физической подготовки, упражнения для формирования правильной осанки, различные виды ходьбы и бега, прыжки. Упражнения для всех групп мышц и суставов – на силу, гибкость, растягивание. Упражнения в портере. Элементы на гибкость и силу. Подвижные игры. Танцевальные простейшие шаги и небольшие комбинации детского танца. Заключительная часть занятия – снижение нагрузки, подведение итогов. Ожидаемые результаты деятельности по программе стартового уровня: Предметные: Выпускник, прошедший обучение по данной программе: - будет обучен основным двигательным навыкам; - познакомится с элементами музыкальной выразительности (темп, ритм) через танцевальные движения; - будет иметь первоначальное представление и знания о искусстве хореографии; - будет обучен основным навыкам передачи образа и содержания танцевально-игровой композиции через движения. Метапредметные: Выпускник по данной программе: - овладеет начальными навыками дисциплинированности, организованности и трудолюбия; - освоит правила творческого общения в коллективе; - освоит начальные навыки публичного выступления. Личностные: У выпускника по данной программе: - созданы условия для развития показателей физической подготовленности с помощью упражнений, способствующих правильному формированию тела и осанки; - будет положено начало развития музыкального и ритмического слуха; - будет сформирована мотивация к занятиям хореографией; - будет внесён вклад в развитие ловкости, скорости реакций, внимания. 7 Способы проверки результатов освоения программы стартового уровня Для оценки и анализа качества усвоения программы используется педагогическое наблюдение, которое является основным методом определения результативности у обучающихся на данном этапе освоения программы. Результаты каждого ребёнка оцениваются в процессе выполнения определённых упражнений, элементов в ходе занятий, а также в процессе публичных выступлений. Диагностическая карта заполняется 3 раза в год – входящая диагностика (начало года), промежуточная (конец первого полугодия), итоговая (конец учебного года). Каждый ребёнок оценивается по каждому из указанных параметров по системе: высокий уровень (В)- средний (С) – низкий (Н). В разделе «Методическое обеспечение» приведены критерии и параметры диагностики. В графы ЗУН вносятся основные параметры. Далее на основе диагностической карты составляется наглядный материал диагностики своего объединения - графики, диаграммы и т. п. Указанные в диагностической карте параметры являются общими для каждого года обучения программы стартового уровня. Уровень развития ребёнка по каждому параметру на каждом году обучения определяется исходя из программного материала конкретного года обучения, с учетом ежегодного усложнения навыков. 8 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Условия реализации программы Набор детей в Образцовый коллектив Театр танца «Снегири» осуществляется с 3 лет по заявлению родителей с приложением медицинской справки о состоянии здоровья, также проводится диагностика физических возможностей и способностей детей, с целью грамотного комплектования групп. Занятия проводятся в специально оборудованном зеркалами и станками помещении, с хорошим освещением и вентиляционной системой при температуре воздуха 18-19 градусов. Занятия проводятся под фонограммы и совместно с аккомпаниатором. Материально - техническая база: - просторный зал с наличием зеркал и станков; - специальное половое покрытие; - музыкальный инструмент; - ноутбук или компьютер; - костюмы; - специальная форма и обувь для занятий. Кадровое обеспечение: - педагог, имеющий специальное хореографическое образование; - аккомпаниатор; - костюмер. Учебно-методическое обеспечение: - сборники аудио–записей, авторская подборка педагога в MP-3 формате; - сборники видео, специальная литература. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название раздела (темы) Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 год обучения 1. Вводное занятие 2 2 0 Наблюдение 2. Музыкальное движение 22 2 20 Наблюдение. Игровые этюды 3. Детский танец 30 2 28 Наблюдение. Творческие игры 4. Танцевально-тренировочные упражнения 50 4 46 Наблюдение 5. Постановка и репетиции. 40 4 36 Участие в концертной деятельности ИТОГО 144 14 130 2 год обучения 1. Вводное занятие 2 2 0 Наблюдение 2. Музыкальное движение 22 2 20 Наблюдение. 9 Игровые этюды 3. Детский танец 30 2 28 Наблюдение. Творческие игры 4. Танцевально-тренировочные упражнения 50 4 46 Наблюдение 5. Постановка и репетиции. 40 4 36 Участие в концертной деятельности ИТОГО 144 14 130 3 год обучения 1. Вводное занятие 2 2 0 Наблюдение 2. Историко-бытовой танец 10 2 8 Наблюдение 3. Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца 40 4 36 Наблюдение 4. Элементы народного танца 30 2 28 Наблюдение 5. Игровой стретчинг 22 2 20 Наблюдение. Творческие игры 6. Постановка и репетиции 40 4 34 Концертная деятельность ИТОГО 144 16 128 4 год обучения 1. Вводное занятие 2 2 0 Наблюдение 2. Историко-бытовой танец 10 2 8 Наблюдение 3. Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца 40 4 36 Наблюдение 4. Элементы народного танца 30 2 28 Наблюдение 5. Игровой стретчинг 22 2 20 Наблюдение. Творческие игры 6. Постановка и репетиции 40 4 34 Концертная деятельность ИТОГО 144 14 130 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ № п/п Название раздела, темы Теория Практика 1 год обучения 1. Вводное занятие Игры на знакомство Техника безопасности - 2. Музыкальное движение Особенности танцевальных шагов Основные перестроения. Знакомство с коллективно- порядковыми упражнениями и музыкально-ритмическими играми Музыкально - ритмические игры. Элементы музыкальной грамоты. Определение и передача в движении: - характера музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный); - темпа (медленный, быстрый, умеренный); 10 - динамических оттенков (тихо, громко, умеренно); - метроритма (длительности: половинная – шаг, четвертая-шаг, восьмая-бег); - сильных и слабых долей такта; - размеров (2/4, 3/4 ,4/4). Для кистей рук: - сгибание вниз и вверх; - отведение вправо и влево; - круговые вращения (внутрь и наружу); - постепенное сгибание и выпрямление пальцев рук. Для рук: - круговые движения руками; - расслабление мышц плечевого пояса; - круговые движения плечами; - напряжение и расслабление мышц рук. Для ног: - напряжение и расслабление мышц ног; - перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно («маятник»). Упражнения для ступней ног: - сгибание и разгибание в подъеме; - отведение наружу и внутрь; - круговые вращения внутрь и наружу. 3. Детский танец Объяснение и показ правильного выполнения движений, связок и комбинаций. Работа в парах и в группе. Танцевальные этюды. Прослушивание музыкального произведения, определение жанра музыки. Изучение танцевальных движений, связок и комбинаций. Упражнения на взаимодействие в парах. Упражнения на зрительный контакт и внимание в парах. Изучение танцевальных этюдов. 4. Танцевально-тренировочные упражнения Правильное постановка корпуса, положение позиций ног и рук. Разъяснение правил движения на сценическом пространстве. 1. Партерная гимнастика. Упражнение на подвижность голеностопного сустава, вытягивание и сокращение стопы, круговые 11 движения стопой; упражнение на развитие шага «Боковая растяжка», «Растяжка с наклоном вперед», «Часы». Упражнения, развивающие подвижность тазобедренного сустава: «Неваляшка». Упражнения на развитие гибкости «Лодочка», «Складочка», «Колечко». Упражнение на укрепление позвоночника «День — ночь», «Змейка», «Рыбка», «Самолетик». Упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса «Ступеньки»; «Ножницы»; Упражнение на развитие выворотности ног: «Звездочка», «Лягушка». Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. 5. Постановка и репетиции Показ движений и танцевальных комбинаций. Беседа о сценическом образе. Показ новых танцевальных номеров. Эмоциональный настрой на выступление. Отработка танцевальных движений и комбинаций танца. Создание сценического образа. Изучение танцевальных номеров. Работа над техникой исполнения и синхронностью движений в номере. Концертно-сценическая практика. Каждый год репертуар обновляется 2 год обучения 1. Вводное занятие Техника безопасности. «Волшебный мир танца» презентация видео - 2. Музыкальное движение Особенности танцевальных шагов Основные перестроения. Знакомство с коллективно- порядковыми упражнениями и музыкально-ритмическими играми Музыкально - ритмические игры Элементы музыкальной грамоты. Упражнения на ориентировку в пространстве: - различение правой, левой ноги, руки, плеча; - повороты вправо, влево; - построение в колонну по одному, по два, в пары; 12 - перестроения из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах; - перестроения из колонны в шеренгу и обратно; - круг, сужение и расширение круга; - «воротца», «змейка», «спираль»; - свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну/шеренгу или круг. Упражнения на развитие мышечного чувства. 3. Детский танец Анализ музыкального произведения. Объяснение и показ правильного выполнения движений, связок и комбинаций. Работа в парах и в группе. Танцевальные этюды. Прослушивание музыкального произведения, определение жанра музыки. Изучение танцевальных движений, связок и комбинаций. Упражнения на взаимодействие в парах. Упражнения на зрительный контакт и внимание в парах. Изучение танцевальных этюдов 4. Танцевально-тренировочные упражнения Правильное постановка корпуса, положение позиций ног и рук. Разъяснение правил движения на сценическом пространстве. Изучение и закрепление позиций рук (1,2,3) и позиций ног (3,6), разучивание позиций ног (1,2); выработка правильной постановки корпуса. Закрепление красивой вытянутой стопы, развитие нижней, средней и верхней выворотности, растяжки, подвижности суставов. Партерная гимнастика. Упражнение на подвижность голеностопного сустава вытягивание и сокращение стопы; круговые движения стопой; упражнение на развитие шага. Упражнения, развивающие подвижность тазобедренного сустава. Упражнения на укрепление позвоночника. Упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса. Упражнение на развитие выворотности ног. 13 Специфика танцевального шага и бега. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. 5. Постановка и репетиции Показ движений и танцевальных комбинаций Беседа о сценическом образе Показ новых танцевальных номеров Беседа о технике исполнения и синхронности движений в номере. Эмоциональный настрой на выступление. Отработка танцевальных движений и комбинаций танца. Создание сценического образа. Изучение танцевальных номеров. Работа над техникой исполнения и синхронностью движений в номере. Концертно-сценическая практика. С каждым годом репертуар подбирается более сложный в соответствии с приобретенными новыми знаниями, умениями и навыками. 3 год обучения 1. Вводное занятие Техника безопасности. Рассказ и демонстрация видео о звездах хореографии. - 2. Историко-бытовой танец Знакомство с элементами историко-бытового танца. Показ галопа и подскоков Показ темповых движений русских танцев. Рисунки в историко-бытовом танце Поклоны и реверанс. Изучение галопа по IV поз.ног. Изучение подскоков. Изучение русского танца: ходы, «притопы», «ковырялочка», основные позиции движения рук. Движения по линиям танца. 3. Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца Позиции классического танца, техники исполнения упражнений партерной гимнастики Основы классического танца: позиции рук и ног. Закрепление demi и grand плие, port de bras. Разучивание и отработка исполнения battement tendu, battement tendu pour le pied. Партерная гимнастика 4. Элементы народного танца Знакомство с народными танцами Русский танец Позиции рук – I, II, III на талии. Шаги танцевальные с носка: простой шаг вперёд, переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой, шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону, исходная свободная III позиция; поднявшись на полупальцы поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприседании, затем опять 14 подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной I позиции, затем приведение её в исходную позицию. 5. Игровой стретчинг Знакомство с элементами игрового стретчинга. Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения. Показ упражнений игрового стретчинга. Выполнение упражнения для развития подвижности стопы и суставов, для развития тазобедренного сустава, эластичности мышц, выворотности, гибкости плечевого и поясного суставов, подвижности позвоночника. Упражнения на силу и выносливость. Выполнение упражнений для разогрева на середине балетного класса: - упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях; - комплекс упражнения для развития натянутости стоп; - упражнения на развитие выворотности «бабочка»; - комплекс упражнений на развитие подлопаточной гибкости; - упражнения на развития гибкости в поясничном отделе 6. Постановка и репетиции. Знакомство с музыкальным материалом постановки. Объяснение сюжета, танцевального образа, настроения. Определение взаимосвязи музыкального материала и танцевального образа. Эмоциональный настрой на выступление Разучивание танцевальных движений, соединение движений в танцевальные связки, разводка танцевальных номеров с отработкой четкости исполнения и эмоциональности. Концертно-сценическая практика, участие в концертах и конкурсах различного уровня С каждым годом репертуар подбирается более сложный в соответствии с приобретенными новыми знаниями, умениями и навыками. 4 год обучения 1. Вводное занятие Техника безопасности. - 15 Беседа и демонстрация видео о звездах хореографии. 2. Историко-бытовой танец Поклоны и реверансы XVI в, основные элементы танцев XVI в. Показ шагов и прыжков на разные музыкальные размеры и разные рисунки Тема: «Элементы танца «Полька» Поклон кавалера. Реверанс дамы. Составление танцевальных комбинаций из поклонов и реверансов. Разучивание танцевальных шагов и прыжков по диагонали, по кругу (подскоки, галоп, прыжки на двух ногах, бег, шаги польки и т. д.) Изучение основных положений рук, основных движений и комбинаций в «Польке». Танцевальные комбинации с перестроением шага польки. Изучение танца «Полька». 3. Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца Разъяснение техники движений классического танца, техники исполнения общефизических упражнений Закрепление основ классического танца: позиции рук и ног. Закрепление demi и grand плие, port de bras, battement tendu, battement tendu pour le pied. Разучивание движений Battement tendu jete pour le pied, прыжков temp leve soute, pas eshappe. Выполнение общефизических упражнений для мышц пресса, мышц спины, мышц рук и ног. Партерная гимнастика. 4. Элементы народного танца Знакомство с народными танцами Белорусский народный танец Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъёмом другой вогнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступаниями на месте, с продвижением вперед, назад с поворотом. Притопы в полуприседании: перескок на всю ступню с двумя последующими поочередными ударами всей стопы по VI позиции. Присядка мальчика: перескок из стороны в сторону на обеих ногах на низких полупальцах в глубоком полуприседании по VI позиции; 16 полное приседание по VI позиции с последующим подскоком в полуприседании на одной ноге с одновременным выведением другой ноги на носок вперёд в прямом положении. 5. Игровой стретчинг Знакомство с элементами игрового стретчинга. Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения. Показ упражнений игрового стретчинга. Выполнение упражнения для развития подвижности стопы и суставов, для развития тазобедренного сустава, эластичности мышц, выворотности, гибкости плечевого и поясного суставов, подвижности позвоночника. Упражнения на силу и выносливость. Выполнение упражнений для разогрева на середине балетного класса: - упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях; - комплекс упражнения для развития натянутости стоп; - упражнения на развитие выворотности «бабочка»; - комплекс упражнений на развитие подлопаточной гибкости; - упражнения на развития гибкости в поясничном отделе 6. Постановка и репетиции. Знакомство с музыкальным материалом постановки. Объяснение сюжета, танцевального образа, настроения. Определение взаимосвязи музыкального материала и танцевального образа. Эмоциональный настрой на выступление Разучивание танцевальных движений, соединение движений в танцевальные связки, разводка танцевальных номеров с отработкой четкости исполнения и эмоциональности. Концертно-сценическая практика, участие в концертах и конкурсах различного уровня С каждым годом репертуар подбирается более сложный в соответствии с приобретенными новыми знаниями, умениями и навыками. 17 РАЗДЕЛ 3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 1.1. Цель воспитания в рамках данной программы – личностное развитие обучающих 3-6 лет. Данная цель ориентирует педагогов МБУДО «ЦВР «Пашинский» не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Важное значение отводится сочетанию усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются приоритетом в воспитательной деятельности и важным фактором успеха в достижении целей воспитания. 1.2. Цели воспитания для обучающихся дошкольного возраста от 3 до 6 лет Цель воспитания для детей дошкольного возраста от 3-6 лет – воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка. Задачи воспитания: ̵ обеспечить физическое здоровье; ̵ обеспечить эмоциональное благополучие; ̵ обеспечить волевое развитие каждого обучающегося дошкольного возраста. Направления, формы, виды воспитания: Воспитательная работа с обучающимися по данной дополнительной общеобразовательной программе организуется в рамках учебного процесса, в ходе учебных занятий в форме бесед, во время диалогов, выполнения проблемных заданий, обсуждения ситуаций, возникающих во время общения детей друг с другом, с педагогом. Также воспитательная работа организуется в рамках воспитательных тематических мероприятий согласно «Плану воспитательной работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» на учебный год». Ожидаемые результаты воспитания: Будет внесён вклад в воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка, знающего правила ведения здорового образа жизни, соблюдающего элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Календарный план воспитательной работы: п/п Год (года) обучения либо возраст обучающихся Форма, название мероприятия Месяц (или дата) проведения Модуль воспитательной работы 1. 3-6 лет Концерт ко Дню Знаний сентябрь Ключевые дела 2. 3-6 лет Концерт, посвященный Дню рождения Пашино сентябрь Ключевые дела 3. 3-6 лет Концерт, посвященный Дню рождения Калининского района октябрь Ключевые дела 4. 3-6 лет Концерт, посвященный Дню Матери ноябрь Ключевые дела 5. 3-6 лет Рождественский концерт январь Ключевые дела 18 6. 3-6 лет Концерт, посвященный Международному женскому дню 8 Марта март Ключевые дела 7. 3-6 лет Отчетный концерт ансамбля май Профессиональное самоопределение 8. 3-6 лет Концерт, посвященный Дню Победы в ВОВ май Ключевые дела 9. 3-6 лет Концерт, посвященный Дню защиты детей июнь Ключевые дела 10. 3-6 лет Концерт, посвященный Дню рождения г. Новосибирска июнь Ключевые дела 11. 3-6 лет Выезд на концерты профессиональных коллективов, ансамблей в течение года Экскурсии, экспедиции, походы 12. 3-6 лет Беседы с обучающимися о безопасности жизнедеятельности в течение года Педагогическое руководство объединением 13. 3-6 лет Конкурсы, фестивали в течение года Поддержка талантливых детей 14. 3-6 лет Родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями в течение года Работа с родителями 19 РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Рекомендации по организации занятий с дошкольниками С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи. Прежде всего ребенка нужно научить красиво и осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением. Для этого в занятия нужно включать простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Движения показывает педагог. Надо следить, чтобы дети не повторяли сразу за педагогом, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Все новые движения необходимо изучать в «чистом» виде. Если движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то изучают сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволит добиться лучшей техники исполнения. Но нужно помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть моторным. Нужно разнообразить задания, чтобы они всегда оставались занимательными для обучающихся. Для обучения танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Игра должна быть средством достижения поставленной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная, на первый взгляд, для детей работа покажется интересной. Кроме танцевальных элементов на занятиях дети знакомятся с различными упражнениями связанные с отчетом ритма, что дает ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта и развивает чувство музыкального ритма. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, в связи с этим следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления лучше выбирать доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер. 20 Что может вызвать отрицательные эмоции при разучивании танца у детей? Решая двигательные задачи на занятиях с детьми дошкольного возраста, всегда учитывается, что двигательная танцевальная деятельность развивает чувства, что они должны быть направленно контролируемы, соответствовать детским потребностям в формировании мотива. Такими чувствами могут быть «мышечное чувство», чувства удовольствия, радости, любви и другие, рождённые положительными эмоциями. Отрицательные эмоции вызывают: - разучивание танцевальных движений, лишённых эмоциональности и смысла. - разучивание танцевальных движений, не соответствующих эмоционально-образному строю музыкального сопровождения. - разучивание танцевальных движений и создание пластического образа, не соответствующих (на данный момент) возможностей детей. - несоответствие пластического и музыкального образа возрасту детей. При таком подходе, когда нарушается причинно-следственная связь и отсутствует прогнозирование результатов занятий на «дальнее» развитие детей, лучшим вариантом будет отсутствие результата, худшим – его непредсказуемость. Образцы диагностических материалов Диагностическая карта ________________ уч. год № п/п ФИ ребёнка Предметные компетенции Ключевые компетенции (В/С/Н) (В/С/Н) (В/С/Н) Мотивация ребёнка к занятиям в объединении (В/С/Н/) Мотивация родителей к занятиям ребёнка в объединении (В/С/Н/) Уровень коммуникативной культуры ребёнка (В/С/Н/) начало года середина года конец года начало года середина года конец года начало года середина года конец года начало года середина года конец года начало года середина года конец года начало года середина года конец года Группа №_____ Год обучения ________ 15. 16. 17. Критерии оценки предметных компетенций: Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной). Цель: выявление уровня развития чувства ритма. Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий. Средний дошкольный возраст. Критерии уровня развития чувства ритма: 21 1. Движение. 1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями: высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого; низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки. 2) соответствие движений ритму музыки: высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения; средний – выполняет движения с ошибками; низкий – движения выполняются неритмично. 3) соответствие движений темпу музыки: высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения; средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей; низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием. 4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами): высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием. 2. Воспроизведение метра и ритма. 1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках: высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального произведения; средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием. низкий – беспорядочные хлопки. 2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»): высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки; низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок. 22 Старший дошкольный возраст. Критерии уровня развития чувства ритма: 1. Движение. 1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма): высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки. 2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания: высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. 3) соответствие ритма движений ритму музыки: высокий – чёткое выполнение движений; средний – выполнение движений с ошибками; низкий – движение выполняется не ритмично. 4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»): высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием. 2. Воспроизведение ритма. 1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии; средний – воспроизводит ритм песни с ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 23 3) воспроизведение ритма песни шагами: высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу; средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте; низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием. 4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»): высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки; низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок. 3. Творчество. 1) сочинение ритмических рисунков: высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки; средний – использует стандартные ритмические рисунки; низкий – не справляется с заданием. 2) танцевальное: высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке. Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания: Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот. Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот). Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот. 3 балла - правильное одновременное выполнение движений. 2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа. 1 балл - неверное выполнение движений. Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям 24 предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п. 3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ. 2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. 1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации; Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется. Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед). Обучающимся предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл). 4-7см – средний уровень (2 балла) 8-11см – высокий уровень (3 балла). Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки. 3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад. 2 балл – средняя подвижность позвоночника. 1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога). Упражнение «Кто из лесу вышел?» После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки (отражение в движении характера музыки). Упражнение «Заведи мотор». Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой). Упражнение «Страусы». Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков). 3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику) 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда. 25 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3). Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка». Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания. Упражнения с ладошками. Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. 1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза). 2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения). 3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши. 4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением). 1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. 2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком. 3 балла – точно передает ритмический рисунок. Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок. Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых 26 движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения. Критерии оценки ключевых компетенций Интерес ребёнка к занятиям в объединении В (высокий)– ребёнок с удовольствием посещает занятия в объединении, активен на занятиях, пропускает занятия только по уважительным причинам, ответственно относится к любым поручениям педагога. С (средний) – ребёнок регулярно посещает занятия в объединении, но на занятиях проявляет среднюю активность, не проявляет интереса к воспитательной работе в объединении. Н (низкий)- ребёнок посещает занятия без интереса (возможно, по настоятельной просьбе родителей), довольно часто пропускает занятия без уважительной причины, не выполняет поручений педагога. Интерес родителей к занятиям ребёнка в объединении В (высокий)– существует устойчивый контакт с родителями (родители часто посещают занятия, интересуются успехами ребёнка, стараются оказать помощь ребёнку, существует телефонный контакт педагога и родителей, родители являются постоянными участниками внеучебной деятельности в объединении); С (средний)– существует достаточный контакт с родителями (родители проявляют невысокий уровень собственного интереса к занятиям ребёнка, но хорошо идут на контакт по просьбе педагога, могут оказать посильную помощь занятиям ребёнка, педагогу, достаточно редко посещают занятия); Н (низкий)– контакт с родителями совершенно отсутствует, за исключением начального этапа – записи ребёнка в объединение. Как правило, родители плохо идут на контакт, не отвечают на телефонные звонки. Уровень коммуникативной культуры ребёнка В (высокий)– ребёнок легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, адекватно реагирует на конструктивную критику педагога и сверстников, с удовольствием принимает участие во внеучебной деятельности, общение педагога с ребёнком зачастую выходит за рамки учебных занятий, ребенок открыт, спокоен перед педагогом. С (средний) – ребёнок идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается свободно, терпит критику педагога, но не всегда – критику сверстников, с 27 удовольствием принимает участие во внеучебной деятельности, общение с педагогам, как правило, не выходит за рамки учебной деятельности Н (низкий) – ребенок сложно идет на контакт с другими членами объединения, большую часть времени на занятии молчит, проявляет низкую активность, болезненно реагирует на конструктивную критику педагога и сверстников, избегает внеучебного общения с другими ребятами, общение с педагогом ограничено. Игры для развития чувства ритма «Прогулка» Ход игры. Придумать небольшой рассказ: Девочка Оля пошла гулять на улицу. Она спустилась по лестнице. Увидела на улице подружек, поиграла с ними в мяч. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень. Загремел гром, девочка Оля испугалась и убежала домой. Но скоро дождь кончился, выглянуло солнце, дети обрадовались и выбежали на улицу. «Индеец» Ход игры. Ведущий (вождь) отстукивает ритм (посылает указ) детям (своим индейцам), дети повторяют (индейцы отвечают своему вождю). Можно выбрать вождем ребёнка. Указ можно давать по кругу или выборочно каждому ребёнку. «Рула, те рула» Ход игры. Дети слушают музыку. На 1 часть музыки каждый по очереди подаёт руку стоящему справа, поворачивая голову. Каждый выполняет это движение на начало такта. Также поочерёдно каждый подаёт свою левую руку ребёнку. Стоящему слева. На 2 часть музыки дети движутся по кругу вправо—галопом, в конце музыкальной фразы — подскок. Влево движение повторяется. «Услышь меня» Ход игры. 1.Ведущий задаёт ритм, дети должны повторить его. 2.Сидящий с краю ребёнок повторяет заданный ритм, при этом добавляет один свой хлопок. Второй повторяет ритм, добавляя свой хлопок и т.д. «Аист» Ход игры. Дети под музыку движутся по кругу, выполняя заданные ведущим ритмичные движения руками или/и ногами, произнося текст: Аист с нами прожил лето, А зимой гостит он где-то. 28 «Вопрос-ответ» Ход игры. Дети становятся друг против друга. Один ребёнок задаёт ритмический рисунок-вопрос, другой отвечает движениями (шаги, притопы, хлопки, переступания и пр.), повторяя заданный ритмический рисунок. «Ритм-загадка» Ход игры. Игра проходит без музыкального сопровождения. Ведущий легкими хлопками задаёт ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4, 4/4. Игры для развития тембрового слуха «Определи» Ход игры. Звучит запись любого музыкального инструмента (скрипки, баяна, фортепиано и т.д.). Дети находят нужную карточку. Ход игры. В оркестровой форме звучат музыкальные инструменты каждый в отдельности. Определить. Ход игры. Звучат мужской, женский, детский голоса в аудиозаписи. Определить «Воротца» Ход игры. Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары делятся на 2 команды: пеликаны и великаны. На начало марша пары идут по кругу. На «раз» 8-го такта ведущий подаёт команду: «Великаны!» или «Пеликаны!» Пары, которых назвали, останавливаются и образуют «воротца», неназванные пары пробегают в «воротца». К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места. Игры для развития диатонического слуха «Тихо-громко» Ход игры. Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. «Будь внимателен» Ход игры. Звучит громкая музыка—дети должны идти подскоками, звучит тихая музыка—дети должны идти приставными шагами. Или можно: на звучание громкой музыки—громко хлопать, а на тихую—тихо. 29 «Круг и кружочки» Ход игры. Дети делятся на 4 команды. Команды строятся в углах зала кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. На начало игры команды выстраиваются в середине зала в общий круг. Под весёлую музыку дети выполняют простые танцевальные движения. Когда музыка зазвучит громче. Все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других. Игры на развитие звуковысотного слуха «Качели» Ход игры. Определить по музыке, где находятся качели—внизу или вверху, можно показать рукой. «Бубенчики» Ход игры. Звучит музыка в трёх разных регистрах. Определить по звучанию какой бубенчик «прозвенел» -- высокий, средний, низкий. «Птичка-мама и птенчики» Ход игры. Звучит музыка в» низком или высоком регистре. Дети угадывают, кто прилетел -- птичка-мама или её птенчики. «Курочка и цыплята» Ход игры. Ведущий рассказывает: «Вышла курочка с цыплятами гулять, зёрнышек поклевать». Звучит музыка в низком регистре. «Чья это музыка?» «Ко-ко-ко. Это курочка клюёт». Звучит музыка в высоком регистре. «Чья это музыка?» «Пи-пи-пи. Это цыплята клюют». Игры на развитие музыкальной памяти и слуха «Сколько звучит» Ход игры. Прослушивается аудиозапись различной музыки (солист, дуэт, трио, хор, оркестр, …) Дети слушают и определяют количество прозвучавших голосов, инструментов и названия инструментов. Вызванный ребёнок подходит и выбирает нужную карточку. «Слушаем музыку» Ход игры. Дети слушают различную по характеру музыку (инструментальную, вокальную, с сопровождением, без сопровождения, о природе, о животных). Вызванный ребёнок отвечает. «Назови композитора музыки» Ход игры. Выставляются портреты известных композиторов. Прослушивается различная по характеру музыка. За правильный ответ ребёнок получает нотку. У кого больше? 30 «Какая музыка» Ход игры. Выставляются карточки с изображением танцующих. Звучит различная по характеру музыка. Дети отвечают и находят нужный рисунок. «Волшебный смычок» Ход игры. Прослушивается различная по характеру музыка. Дети рукой (волшебным смычком) «дирижируют» под музыку. «Дети польку танцевали» Ход игры. Группа делится на 2 и более команды. Выстраиваются вдоль боковых стен зала, под польку выполняют танцевальные движения. Под вальс стоят и дирижируют «А под вальс смычок все взяли». «Ты возьми меня с собой» Ход игры. Дети встают в шеренгу. Водящий берёт за руку рядом стоящего ребёнка и они танцевальным шагом под маршевую музыку проходят в конец шеренги. На быструю музыку следующий водящий перебегает в начало шеренги и под маршевую музыку переводит следующего ребёнка. «Запомни мелодию» Ход игры. Группа делится на 2 и более команды: «Полька», «Вальс», «Марш». Выстраиваются вдоль боковых стен зала. Дети, услышав свою мелодию, В центре зала выполняют свои танцевальные движения. По окончании музыки дети должны занять своё место. 31 Список литературы 1. Базарова Н. Азбука классического танца. М.: Искусство, 2013. 2. Барышникова Т.А. Азбука хореографии. М.: Рольф, 1999. 3. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М.: Медицина, 2014. 4. Богаткова Л.Н. Хоровод друзей. М.: Детгиз, 1997. 5. Васильева Т.И. Балетная осанка. М.: 1993. 6. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа М.: Лань, Планета музыки, 2015. 7. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.:2000. 8. Звёздочкин В.А. Классический танец. Ростов на Дону, 2015. 9. Коняхина Г. П., Зеленко А. Ф., Конев Л. М. Учебно-методическое пособие «Педагогические и организационно-методические основы обучения элементам гимнастики игровым способом». Челябинск: Цицеро, 2017. 10. Костровицкая В. Школа классического танца. М.: Искусство, 2016 11. Мельникова Е.П. Учебно-методическое пособие: «Классический танец. История. Теория. Методика». Москва: МГИК, 2017. 12. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей, М.: 2004. 13. Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. С-Пб.: 2002 14. Панасюк Н.Б. Методические основы проведения классического танца. Ярославль, 2015. 15. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. М.: Просвещение, 1995. 16. Сафронова Л.Н. Уроки классического танца. С-Пб.: 2003. 17. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: 1996. 18. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. М.: 2008. 19. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. М.: Релиз, 2014. 20. Соковикова Н.В. Введение в психологию балета. Новосибирск: 2006. 21. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 22. Советы педагога-хореографа [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1.pdf (дата обращения: 28.01.2021) 23. Применение игровых технологий на уроках хореографии с детьми 5-6 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: - (дата обращения: 01.02.2021)