Публикации Профессиональная ориентация обучающихся, направленная на освоение профессий «педагог» и «медицинский работник»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональная ориентация обучающихся, направленная на освоение профессий «педагог» и «медицинский работник»
Автор: Тиханова Алла Анатольевна

«Профессиональная ориентация обучающихся, направленная на освоение профессий «педагог» и «медицинский работник»» Автор: Тиханова Алла Анатольевна Социально-экономические преобразования в России, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. Соответственно возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые зависят от успешного профессионального самоопределения выпускников. Однако не все справляются с внешними вызовами и реализуют свои профессиональные планы. Причин достаточно много, некоторые из них - достаточная инфантильность современной молодежи (эффект отложенного взросления), социальные мифы и предрассудки о мире труда (престижность и непрестижность профессий), недостаточная работа по профориентации обучающихся, спонтанный выбор будущей профессии. Результатом же спонтанного выбора является низкая удовлетворенность будущей специальностью, а впоследствии нежелание значительной части выпускников работать в данной сфере. Особенно это касается профессий «учитель» и «врач». Например, по данным различных источников, из всех поступающих на бюджетные места и получивших диплом молодых педагогов, лишь 40% трудоустраиваются в школы. Такая проблема существует и в Ртищевском районе. В системе здравоохранения Ртищевского района также имеется большой дефицит кадров во многих службах и кадров средних медицинских работников. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы - проблемой полного обеспечения педагогическими кадрами образовательной деятельности и медицинским персоналом в учреждениях здравоохранения  Ртищевского муниципального района. С целью создания привлечения молодых специалистов для работы в Ртищевский муниципальный район, создания условий для самореализации и гражданской идентификации молодежи Ртищевского района, в 2019 году утверждена муниципальная программа «Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы на 2019-2022 годы». На основе данной программы в МОУ «СОШ №4» создан проект «В будущее с уверенностью», целями и задачами которого являются: создание условий для самореализации обучающихся, их профессионального самоопределения, подготовка к осознанному выбору профессий педагога и медицинского работника. Приведу распространенные инструменты профориентационной работы в школе в рамках реализации проекта «В будущее с уверенностью»:
  • развитие личностных качеств и знакомство с профессиями в ходе изучения отдельных тем на уроках по общеобразовательным предметам;
  • 2) введение в план внеурочной деятельности курсов по профориентации для обучающихся 8-11 классов (курс ВД «Дорога профессионального выбора», курс ВД «В гармонии как жить с самим собой и миром», дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Навыки жизни»); 3) проведение классных и массовых профориентационных мероприятий (практикумы, тренинги, «Ярмарки профессий», встречи с представителями разных профессий);4) игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения (деловая игра «День самоуправления», ролевая игра «На приеме у врача»);5) диагностическое тестирование «Я знаю», «Я могу», «Я умею» с последующими профконсультациями (в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее);6) организация профессиональных проб (в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее); 7) психологическая помощь школьникам в выявлении склонностей и способностей, профессиональных предпочтений, консультирование обучающихся и их родителей; 8) информирование школьников и их родителей о системе профессионального и высшего образования региона, России, о состоянии и перспективах рынка труда;9) организация недель профориентации, выставок технического творчества и др.;10) просмотр цикла открытых уроков, направленных на раннюю профориентацию «ПроеКТОриЯ» (по декабрь 2021 года), онлайн - уроков в рамках проекта раннейпрофессиональной ориентации школьников «Шоу профессий» (В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование");11) организация социального партнерства с заинтересованными ведомствами (ГКУ СО «ЦСЗН г. Ртищево», ГБУ РЦ «Молодежь плюс», ГУЗ СО "Ртищевская РБ"). В рамках реализации проекта «В будущее с уверенностью» проводится дополнительное тестирование среди обучающихся 8-11 классов. Обучающиеся отвечают на два вопроса: определились ли они с выбором профессии и рассматривают ли они возможность связать свою жизнь с профессиями «врач» и «учитель». Так, в опросе в 2020-2021 учебном году приняли участие 135 человек. Имеются следующие результаты: определились с выбором профессии 89 человек (66%), не определились - 28 человек (21%), затрудняются с ответом - 18 человек (13%). 14 человек (10%) собираются связать свою жизнь с профессией «врач», 9 человек (6%) – с профессией «учитель». Кроме того, педагогом – психологом 3 раза в течение учебного года проводятся диагностические исследования по выявлению дальнейшего образовательного маршрута обучающихся 8-11 классов, по выявлению уровня готовности к профессии, уровня социальной зрелости. В целях формирования и развития системы профессионального самоопределения обучающихся в школе ежегодно проводится неделя профориентации. Так, в период с 22 по 28 ноября 2021 г. обучающиеся, педагоги и родители приняли участие в Единой неделе профессиональной ориентации обучающихся. В классах прошли классные часы, тестирование обучающихся по выявлению интересов и способностей, встречи с родителями – представителями разных профессий, представителями СПО, представителями предприятий, ГБУ РЦ «Молодежь плюс». Наиболее значимые и событийные мероприятия:
  • экскурсия на мультимедийную выставку «Россия - моя история» в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее», отв. педагог – навигатор Зенина Е.В.;
  • «Человек трудом славен. Встречи с интересными людьми» -встреча с врачом – стоматологом РРБ Плешаковой Е.А., библиотекарем МУК "Ртищевская МЦБ библиотека №4" Ушаковой Е.А.- дистанционно, отв. Зенина Е.В., классный руководитель 8а класса;
  • «Жизнь прожить– не поле перейти» -встреча с заслуженным мастером РФ РПЛ Черковским А.В., очно, отв. Тиханова А.А., заместитель директора по ВР;
  • «СПО – залог будущего успеха» - встреча с преподавателем физики РПЛ Лебедевой Т.И., очно, отв. А.А. Тиханова, заместитель директора по ВР;
  • «Профессия на все времена», встреча с ортопедом – травматологом 1 клинической больницы г. Саратов Бараевой С.А.- дистанционно, отв. Бараева О.В., классный руководитель 7б класса;
  • Переговорная площадка «Мои профессиональные предпочтения» совместно со специалистами ГБУ РЦ «Молодежь плюс» центра, очно, отв. А.А. Тиханова;
  • «Профессия – огнеборец» - встреча с пожарным пожарно – спасательной части №57 Лукониным А.А., дистанционно, отв. Дякин Д.С., учитель ОБЖ;
  • участие в проекте «Всероссийская школьная летопись» - круглый стол «Школа журналистики» в классе, отв. Никишина С.Л., классный руководитель 9б класса;
  • «Я и мир вокруг» - встреча с главным специалистом ГКУ СО «ЦСЗН г. Ртищево» Трениной Н.А., отв. А.А. Тиханова.
  • В рамках профориентационной работы в школе стали популярными «классные встречи». Это встречи с выпускниками школы, студентами ВУЗов и колледжей, в частности, медицинских и педагогических учебных заведений. Нужно отметить, что выпускники с удовольствием приходят в школу и выступают перед старшеклассниками, рассказывая о том, что повлияло на выбор вуза и специальности, об учебе, экзаменах, студенческой жизни. Цель таких встреч - показать положительный пример учительского труда и труда медицинского работника на примере выпускников школы, воспитывать патриотизм, уверенность в будущем города и своем личном, формировать понимание необходимости работы над собой, профессионального становления в качестве учителя или медика. Выпускники отвечают на вопросы старшеклассников, предоставляют им различные информационные буклеты. Старшеклассники ждут эти встречи, задают много вопросов, связанных с условиями поступления и учебой. В 2020 -2022 у. г.г. в «классных встречах» приняли участие будущие педагоги – Иванова Елизавета, Царькова Софья, Мызникова Александра, Бойко Арина, Сдобникова Арина, Игонина Анастасия, Гребенюк Екатерина, Ларина Софья, а также будущие врачи – Березина Елизавета и Дивеева Лина. В рамках реализации проекта «В будущее с уверенностью» проведены также классные часы по подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии педагога и медицинского работника. В начальной школе с целью формирования первоначальных элементов сущности и социальной значимости профессий медика и педагога проведены
  • Конкурсы рисунков «Моя будущая профессия - доктор», «Моя будущая профессия - учитель»;
  • классные часы, посвященные значимости профессий медика и педагога в форме ролевых игр (напр. «На приеме у врача», «На уроке»);
  • виртуальные экскурсии на место работы родителей, виртуальные встречи с представителями профессий медика и педагога;
  • в среднем и старшем звеньях прошли «Ярмарки профессий», презентации профессий обучающимися.
  • Среди индивидуальных итоговых проектов, которые защищают обучающиеся 7-11 классов, есть проекты по теме «Профессии на все времена», например, проект «Я – будущий хирург» Сухоребриковой Ирины, 10 класс. Обучающиеся начальных классов принимают участие в традиционной учебно – исследовательской конференции «Начало» и также защищают проекты по данной теме («Моя будущая профессия - врач», Геворкян А., 3б класс). Думается, что перечисленные формы работы значимы для обучающихся, их следует продолжать применять в педагогической практике школы, района. Подтверждением того, что работа реально ведется и она эффективна, является то, что в 2020 году в город вернулись в качестве молодых специалистов и работают в городской поликлинике две выпускницы МОУ«СОШ №4» – Симашова Кристина и Богомолова Юлия. В школах города работают 14 выпускников школы, из них 7 человек – в МОУ «СОШ №4 г. Ртищево». В нашей школе работает выпускница 2008 года, учитель русского языка и литературы Сигбатулина А.В., ставшая победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года 2020». С целью предотвращения нехватки кадров наша школа заключила договор о целевом обучении с СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Целевой прием дает возможность выпускнику школы поступить по «отдельному» конкурсу на бюджетные места педагогических специальностей и гарантирует трудоустройство после окончания ВУЗа.На сегодняшний день по такому договору обучаются 2 выпускницы: Иванова Елизавета, которая через 2 года пополнит коллектив школы, и Игонина Анастасия, которая является студенткой 1курса СГУ. Во время обучения выпускницам оказывается помощь в учебном процессе (сбор нужной информации для курсовых работ, рефератов, обеспечивается прохождение педагогических практик на базе школы – Ивановой Е.).О заинтересованности в работе по профориентации обучающихся администрации района говорит подготовка и проведение двух встреч с выпускниками, педагогами, старшеклассниками главы РМР (в 2020 и в 2021 г.г.). Все перечисленные формы работы и виды деятельности обозначены в Рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области» в модуле «Профориентация». Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, соответственно, цели и задачи работы по профориентации, отраженные в рабочей программе воспитания, соотносятся с целями и задачами ООП, а именно: социальное и гражданское становление, осознанный выбор профессии, возможность реализации собственных жизненных планов и др. Таким образом, применяемые в школе виды и формы работы с обучающимися соответствуют поставленным целям и задачам воспитания. Результативность профессиональной ориентации обучающихся на освоение профессий «педагог» и «медицинский работник» отражается в трудоустройстве выпускников:Вместе с тем, имеются недостатки в работе:
  • недостаточно систематизированная поэтапная работа, недостаточная преемственность профориентационной работы;
  • недостаточная профориентационная диагностика на начальном уровне и в 5-7классах;
  • недостаточное методическое сопровождение педагогов по организации профориентационной работы с обучающимися;
  • недостаточное участие педагогов и обучающихся в конкурсах по профориентации;
  • сверхзагруженность педагогов, вследствие чего не все классные руководители проводят работу по профориентации в интерактивной, привлекательной для обучающихся форме.
  • Задачи профессиональной ориентации в МОУ «СОШ № 4 г.Ртищево»: усилить работу по самоопределению обучающихся через:
  • построение систематического, эффективного взаимодействия всех уровней, начиная с начальной школы, по вопросам сопровождения профессионального самоопределения школьников, обеспечение непрерывности профориентационного процесса в школе;
  • обеспечение методического сопровождения педагогических кадров по организации профориентационной работы с обучающимися;
  • повышение квалификации педагогов, изучение лучших педагогических практик по направлению «профориентация»;
  • личное участие педагогов и обучающихся в конкурсах различного уровня по данному направлению;
  • проведение профдиагностики на всех уровнях обучения.
  • В заключение нужно отметить, что одним из важных факторов, который влияет на профессиональное самоопределение старшеклассников, является непосредственный контакт с учителем, благоприятная школьная атмосфера и взаимоотношения с коллективом, а также стиль классного руководства. Все эти факторы формируют у выпускников положительное отношение к профессии «учитель», в итоге возникает интерес к данной сфере профессиональной деятельности, и создаются все предпосылки к ее выбору. Что касается профессии медицинского работника, то ее популярность на данный момент не оставляет никаких сомнений. События в жизни общества, связанные с пандемией коронавируса, подняли профессию «врач» на недосягаемую высоту. Литература1.Рабочая программа воспитания «МОУ СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области», 2021 г. // 2.Муниципальная программа «Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы на 2019 -2022 учебный год» //http://upr-obr- rt.ucoz.ru/banner/municipalnaja_programma_razvitie_kadrovogo_potenci.docx3. С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев, В.И. Сахарова «Тенденция развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени» //