Публикации Профилактика негативных проявлений среди несовершеннолетних

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика негативных проявлений среди несовершеннолетних
Автор: Ольга Сергеевна Абдурагимова

Профилактика негативных проявлений среди несовершеннолетнихПроблема подростков в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает, что совершаемые им деяния могут привести к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы обществу, будущим поколениям.Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.Задача педагогов и родителей заниматься своим делом – профилактикой.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная, и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений, а также профилактики негативных проявлений заключается в создании условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к девиантному поведению.Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, собственно социальных и духовных отношений в обществе требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.В нашем учреждении программа воспитательной работы  разработана с целью создания воспитательного пространства,  в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная  адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной  и жизнеустойчивой.В качестве стратегического подхода выбран путь преобразования воспитательной системы, позволяющей реализовать идею построения школы общения, которая обеспечивает формирование личности, адаптированной к  динамичным переменам в социальной среде,  владеющей коммуникативными компетенциями и навыками общения.Миссия педагогического коллектива образовательного учреждения заключается в том, чтобы сформировать выпускника, который   обладает  знанием и пониманием сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, способного жить с людьми других культур,  владеющего  разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способного  корректировать в общении свою и чужую агрессию, умеющего  самостоятельно заниматься своим обучением и готового  к ответственным действиям в политической, экономической и культурной жизни страны.При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности школы считаем организацию работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.Благодаря тесному сотрудничеству социальных педагогов и классных руководителей мы имеем полное представление  на начало года по обстановке с детьми девиантного поведения и неблагополучными семьями. Уже в  сентябре формируются социальные паспорта классов и школы, обновляется банк данных на детей «группы риска», неблагополучных семей и детей – инвалидов. Классные руководители раз в триместр отчитываются  о работе с детьми «группы риска», ведут  дневники наблюдений за «трудными» детьми, при необходимости беседуют  с родителями.В сентябре – октябре социальным педагогом и педагогом психологом проводится диагностика социальной и психологической адаптации первоклассников к школьной жизни согласно созданной программы воспитания. Особое внимание уделяется детям  девиантного поведения.На диагностическом этапе работы собираются данные, обрабатываются. С этой целью посещаются уроки, на которых  наблюдается культура поведения и успеваемость. Результатом такой работы является пополнение индивидуальной картотеки, в которой отслеживается динамика развития ученика, описываются определённые проявления характера, круг интересов, изменение роли в коллективе. Выясняются проблемы, исследуются причины. По результатам диагностик   строится   коррекционная работа с учащимися, целью которой является формирование устойчивого положительного опыта нравственного поведения в обществе.В октябре ежегодно приглашаем классных руководителей первоклассников и пятиклассников на заседание социально-психологической службы, которая предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.Рассматриваем вопрос по адаптации первоклассников и пятиклассников, делаем совместный анализ дел в классах. При анализе причин неадекватного поведения внимание уделяется анализу здоровья детей. Ведь часто причина отклонения в поведении кроется в заболеваниях, которые имеет ребенок. И здесь очень важна поддержка учителя. Вместе с медработниками школы строится план совместных действий, рекомендации для учителей – предметников, родителей с целью коррекции поведения проблемного ребёнка.Учитываются факторы попадания в «группу риска»:
  • дисгармоничная семья;
  • соматические заболевания;
  • неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
  • нарушения в эмоциональной сфере: обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность;
  • средовая адаптация;
  • Особое внимание уделяется вовлечению данной категории учащихся в социально–значимую деятельность.Большой интерес вызывают кружки и спортивные секции в школе, к работе  которых  привлекаются  учащиеся “группы риска”, стоящие на ВШК и КДН. Одной из форм профилактической работы с “трудными” учащимися является Совет профилактики и Недели профилактики негативных явлений в школе. Если отмечены срывы в поведении, беседы классного руководителя не дают положительных результатов, по заявлению классного руководителя ученик приглашается на заседание Совета профилактики.Целью данного Совета является предотвращение правонарушений, помощь учащимся в осознании своих поступков и определение путей исправления в дальнейшей школьной жизни, охрана прав ребёнка, координация взаимодействий  педагогического коллектива с родителями (методическая помощь, консультации, индивидуальные беседы). Заседания Совета профилактики проходят 1 раз в месяц и по мере необходимости.Согласно планам работы Совета профилактики рассматриваются вопросы неадекватного поведения школьников на уроках и переменах, вне школы; правонарушения - кражи, драки; учебная деятельность. За правонарушителями устанавливается контроль членов Совета профилактики, анализируется поведение на классных часах, дается срок для коррекции поведения или отношения к учёбе. Приносят свои положительные плоды и беседы с родителями. Если приглашение на Совет профилактики не оказывало влияния, не отмечались изменения в поведении,  то предпринимаются следующие шаги: беседа с приглашением родителей на СП, встреча администрации школы с данным учеником  и его родителями, беседа инспектора по ДН с правонарушителями, обращение в КДН и ЗП.Социальными педагогами  проводятся систематически отслеживания по безопасному и ответственному поведению с детьми из неблагополучных семей и с учащимися, стоящими на ВШК, совместно с классными  руководителями продолжается реализация индивидуальных коррекционных программ, созданных для учащихся, стоящих на ВШК и в ПДН. Отмечается положительная динамика у  некоторых учащихся в отношении к порученным делам, взаимоотношениях между одноклассниками.Большое и пристальное внимание этим детям оказывает школьный психолог. С целью профилактики правонарушений педагогом - психологом проводятся профилактические беседы с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, стоящими на ВШК.Коррекционно-развивающая работа с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, уже совершившими   правонарушения и стоящими на ВШК или ОДН, строится индивидуально. Направление   коррекционной работы выбирается на основе совершённого проступка учащегося, его индивидуальных способностей и личностных характеристик. Вне зависимости от особенностей совершённого правонарушения со всеми детьми данной категории проводится коррекция эмоционально-волевой сферы. В программу  коррекционно-развивающих занятий включаются тематические беседы, упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения. Занятия и беседы проводятся как индивидуально, так и в группах.Основные направления профилактической работы.
  • Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
  • Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  • Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости.
  • Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым  контролировать  занятость ребенка «группы риска» в свободное время.
  • Каждый триместр заслушивать детей «группы риска» на классных часах. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
  • Вовлекать детей «группы риска» в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использовать общественные поручения.
  • Обучать детей «группы риска» методам самовоспитания.
  • Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
  • Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
  • Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ОДН ОМВД.
  • Проводить профилактические классные часы  и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
  • Психологические аспекты
  • Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  • В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  • Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  • Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  • Не ставьте на ребенке крест.
  • Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  • Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  • Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  • Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.