Публикации Развитие эмоционального интеллекта детей средствами декоративно прикладного творчества

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоционального интеллекта детей средствами декоративно прикладного творчества
Автор: Сайфутдинова Елена Александровна

Сайфутдинова Е.А.,педагог дополнительного образования, МАУДО «Дом детства и юношества»Развитие эмоционального интеллекта детей средствами декоративно прикладного творчестваАннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития эмоциального интеллекта обучающихся через прикладное творчество. Педагог делится опытом работы по развитию эмоционального интеллекта через естественную среду с применением различных технологий.Ключевые слова: эмоциональный интеллект, «сказкотерапия», «игротерапия», «изотерапия», эмоции.Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).Сегодня одна из самых важных актуальных тем в педагогической среде - эмоциональный интеллект. Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект - способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект? Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребёнка ещё не является залогом его будущей успешности в жизни. Современные дети способны быстро осваивать информацию, но неспособны качественно её фильтровать и адекватно реагировать. Дети оказываются заложниками своего дара впитывать всё, как губка. Информации много, в том числе и информационного шума, а как на это реагировать, как применять, как научиться слышать действительно нужное - остаётся большим вопросом. Если говорить о гармоничном развитии ребёнка, то и разум и эмоции должны быть в балансе. В таких условиях мне, как педагогу дополнительного образования художественной направленности, как прикладнику требуется особое методическое мастерство. Достигнуть этого непросто. Этому надо учиться - сознательно, настойчиво, каждый день. Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Необходимо помочь ребёнку овладеть следующим алгоритмом:
  • Понять свою эмоцию.
  • Принять её, не задавить, не отвергнуть, не обесценивать.
  • Понять причину возникновения эмоции.
  • Принять решение как её выразить.
  • Из своих наблюдений, как руководителя творческого объединения, утверждаю, что создавая эмоционально насыщенную и приятную атмосферу на учебном занятии, лучше раскрывается творческая индивидуальность ребёнка, т. е. повышается социальная открытость его личности. Иными словами, развитие эмоционального интеллекта, должно обязательно происходить в интересной, живой, увлекательной форме.В своей практике стараюсь применять следующие приемы:
  • сказкотерапия (техники: народная тряпичная кукла, «мокрое валяние из шерсти», игрушки, связанные крючком),
  • изотерапия (техники: «шерстяная живопись», «филигрань из шпагата»),
  • игротерапия (смешанные техники).
  • В программу включаю такие темы, как «В гостях у сказки». Именно в детстве, слушая сказки или занимательные истории, а также просмотр советских мультфильмов, ребёнок накапливает, причем бессознательно, некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка даёт возможность решить две задачи: «задачу зеркала» (помогает увидеть себя со стороны и, следовательно, формирует самосознание и гармонизирует личностное пространство) и «задачу кристалла» (ребёнок раскрывает свой потенциал в выстраивании отношений с внешним миром).Родители некоторым детям не разрешают заводить животных (по разным причинам - у кого аллергия, или просто не хотят, т.к. шерсть будет даже в еде), а детям очень хочется. Но я начинаю всё с эскиза игрушки... Так сбываются мечты! Появляется друг, изготовленный своими руками. Очень важно, с самых первых занятий педагогу научиться уважать зарождающуюся позицию в постановке и решении собственных художественно-творческих задач, предоставляя, по возможности, максимальную свободу выбора. Занимаясь прикладным творчеством, дети своей работой как бы рассказывают нам о себе, повествуют о том, что они видят, как ощущают и воспринимают окружающий мир, т. е. эмоционально переживают определённые впечатления, осмысливают, накапливают, обобщают. А если мы создаем коллективные работы в этом случае происходит формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, создается атмосфера сопереживания, эмоциональной отзывчивости. Большое значение в развитии эмоционального интеллекта имеет участие детей в разного рода художественных конкурсах. Этот учебный год был плодотворным, и накопилось много творческих работ. Результат городского конкурса на «Лучший эскиз художественного изделия гравюры на стали и холодного украшенного оружия» неожиданно обрадовал 1 местом. Поездка на областной конкурс девичьего рукоделия вдохновила меня на идею создания в своём кабинете небольшого уголка-музея народного творчества, как одного из средств нравственного, духовного, познавательного и эмоционального развития детей. Пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Любовь к народному творчеству надо пробуждать. Именно пробуждать а, не навязывать. Погружая ребенка в национальный быт, мы создаём естественную среду для знакомства с его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.Сегодня, как никогда очень важно повернуть ребёнка в мир национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышления нации. К.Д. Ушинский отмечал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Использованная литература:
  • Боровиков Л.И. О социальном опыте, социальной обучаемости и информальном образовании// Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2016. – № 3. – С. 4-10.
  • Гоулман Э. Эмоциональный интеллект. Почему он может знать больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2017. 544 с.
  • Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 1 (28). - С. 1-4.- URL:
  • Савенков А. И. Педагогическая психология. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 659 с.