Публикации Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе на тему «Я и моё тело»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе на тему «Я и моё тело»
Автор: Вагапова Айгуль Рафаиловна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе на тему «Я и моё тело»Цель: актуализация знаний детей о частях тела.Задачи:Коррекционно-образовательные.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Я и моё тело»;Закрепить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;Учить правильно употреблять приставочные глаголы;Упражнять в образовании существительных ед.ч. Род.п.Коррекционно-развивающие.Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания;Развивать логическое мышление.Коррекционно-воспитательные.Воспитывать активность, чувство доброжелательности и взаимопомощи.Ход занятия:1. Организационный момент.- Здравствуйте ребята!- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь!Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.Есть колени и спина, но она всего одна!Есть у нас на голове уха два и мочки две.Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!Подбородок под губой - Вот что знаем мы с тобой!- Ребята, вспомните, что я называла, а вы поглаживали и массировали? Вы догадались о чем мы сегодня будм говорить на занятии?- Мы сегодня с вами поговорим о нашем теле.2. Артикуляционная гимнастика, самомассаж, мимическая гимнастикаМассаж лица.Лицо – это домик.Крыша – наш лобик.Окошки – глаза.Щечка – стена.Бородка – наш пол,А ротик наш стол.Мы вымоем крышу.Окошки протрем.И стены покрасим.И пол подметем.А столик протрем.     Красивый наш дом!(дети выполняют постукивающие движения по называемым частям лица)(дети выполняют поглаживающие движения по называемым частям лица)Упражнение «Мое настроение»Мы умеем улыбатьсяМы умеем удивляться.Мы умеем сердиться.Мы умеем огорчаться.Мы умеем улыбаться.Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке» (видеопоказ)3. Беседа по теме занятия.Взрослые и дети, мальчики и девочки - кто мы? (люди) Все мы разные, но очень похожи по строению тела и сегодня на занятии мы будем знакомиться с нашим телом. Каждый человек должен знать строение своего тела – это поможет ему быть здоровым. Тело человека - мудрый механизм, он способен выполнять много различных действий. Все дети разные и одновременно похожие, потому что тело состоит из одинаковых частей: головы, шеи, туловища, рук и ног. (картинка) Голова может думать, смотреть, дышать, различать запахи и вкус, но не сама, а с помощью органов, которые находятся на голове: глаза, уши, нос и рот. (картинка) - А что еще находится на голове? /волосы/ Голова может поворачиваться в разные стороны. Она не могла бы этого делать, если бы у нас не было шеи. При помощи шеи голова крепится к туловищу, которое может поворачиваться в разные стороны и наклоняться. К туловищу крепятся руки и ноги. Руки для человека очень важны, они выполняют разную работу. - Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. - А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.4. Игра «Большой – маленький - огромный».Ручище-рука-ручкаНожище-нога-ножкаГлазища-глаза-глазкиНосище-нос-носикЛобище-лоб-лобикЯзычище-язык-язычокЖивотище-живот-животикВолосища-волосы-волосикиУшища-уши-ушкиПалец – пальчик – пальчищеЗуб – зубик – зубищеРот – ротик – ротищеЛокоть – локоток – локотище5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»Голова, шапка, ладонь, шеяЛоб, рот, нос, рукаНога, стопа, сапоги, коленоВарежки, пальцы, нога, ладоньХвост, морда, плечи, лапыГлаза, нос, рот, очки6. Игра «Договори словечко»Я зимой не заболею,Шарфом завяжу я ... (шею) Мама шапку мне дала,Чтоб не мёрзла ... (голова) Долго шли мы по дороге,И у нас устали ... (ноги). Будем завтракать с тобой!Ложку я возьму ... (рукой). Не хочу сейчас компот —Манной каши полный ... (рот).Я к лицу цветок поднёс.Чтобы нюхать, нужен ... (нос). Им болтать уже привык,Ведь во рту живёт ... (язык). Их от всех скрывают губы.Улыбнёшься — видно ... (зубы).7. Упражнение с мячом «Что умеют делать части нашего тела?». - Каждая часть нашего тела очень нужная, просто необходимая. Каждая часть выполняет свою работу, делает свое дело. - Что умеют делать наши ноги? (Ноги умеют стоять, бегать, прыгать, топать…) - Что умеют делать наши руки? (Руки умеют брать, держать, кидать, хватать, рисовать, лепить…) - Что умеют делать наши глаза? (Глаза умеют смотреть, моргать, видеть) - Что умеют делать наши уши (Уши умеют слушать, прислушиваться…) - Что умеет делать наш рот? (Рот умеет говорить, есть, жевать …)- Что умеет делать наш нос? (Нос умеет дышать, нюхать, принюхиваться- Все части тела нам нужны, все части тела для нас важны. 8. Согласование существительного с числительным - игра «Подумай и ответь»- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/ - Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/- Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/- Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/9. Дидактическая игра «Посчитай-ка»10. Самомассаж пальцев рукЭто – пальчик мой большой,Он с широкою душой.Это- указательный,Умный и внимательный.Этот - пальчик средний,Выше, чем соседний.Этот - безымянный,Он немножко странный.И мизинчик маленький,Смелый да удаленький.11. Письменные упражнения. 12. Подведение итогов занятия.- Ребята о чем мы сегодня говорили?- Какие части тела человека вы запомнили? - Какие задания вам сегодня понравились на занятии?