Публикации ПАМЯТКА «Ребенок идет в школу!»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПАМЯТКА «Ребенок идет в школу!»
Автор: Рябухина Марина Евгеньевна

ПАМЯТКА«Ребенок идет в школу!»Физическая готовностьСогласно санитарно-эпидемиологическим правилам «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.Нравственная готовностьНельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать его работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи. Важно:
  • умение строить отношения с учителем;
  • умение общаться со сверстниками;
  • вежливость, сдержанность, послушание;
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  • Психологическая готовностьУ ребенка должны быть сформированы:
  • твердое желание учиться, получать знания;
  • понимание важности и необходимости учения;
  • выраженный интерес к получению новых знаний;
  • умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, неагрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
  • Развитие школьно-значимых психологических функций
  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру, - зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом, слово – картинка либо слово - ситуация).
  • Мыслительная готовностьНаиболее важные показатели — это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учите детей задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ему несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т. д.Важен не объем знаний ребенка, а их качествоВажно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть четкими, доброжелательными, немногословными, спокойными.Не пугайте дошкольника будущими трудностями в школе!Перед школой и во время учебы проверяйте зрение и слух ребенка. Подготовка к чтению6-7-летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребенок «погримасничает» перед зеркалом, произнося четко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.Подготовка к письмуРучку ребенок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.Подготовка к грамматикеРебенок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он также может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы «кто», «что» и сам их задавать. То есть 6-7-летний ребенок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!Подготовка к математикеУспешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трехмерном пространстве. Поэтому помогите ребенку свободно владеть такими понятиями: «вверх-вниз», «вправо-влево», «прямо, по кругу, наискосок», «больше-меньше», «старше-моложе», «горизонтально-вертикально» и т. д. объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счетом в пределах 10.Внимание!При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата или одноклассников. Не озвучивайте эти мысли при ребенке, даже если они в его пользу!Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.В соответствии с программой подготовительной группы ребенок при записи в класс должен:
  • Знать свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
  • Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
  • Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок).
  • Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах.
  • Иметь пространственные представления: право-лево, верх-низ, под, над, из-за, из-под чего-либо.
  • Уметь культурно общаться с другими детьми.
  • Слушать старших и выполнять их распоряжения.