Публикации Статья "Школа помогает семье, семья помогает школе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Школа помогает семье, семья помогает школе"
Автор: Большанина Олеся Сергеевна

Может быть потому что я работаю в начальной школе, и мне особенно понятно, что как бы серьёзно не продумывались формы воспитания учащихся, его цели не будут достигнуты, если мы не будем иметь поддержки родителей.Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.Всестороннее развитие детской личности требует единства семьи и школы, а роль семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить.Мы должны понимать, что в начальной школе родители для ребёнка самые главные люди;- источник эмоционального тепла и поддержки;- высшая власть и распределитель благ;- образец для подражания;- друзья и советчики.В жизни бывает и по-другому! Не всегда совпадают ценности семьи с ценностями школы, а так же не совпадают подходы в вопросах воспитания. Но, тем не менее, в разные исторические периоды, школа, как государственный институт играла определённую роль.В 30-е годы-школа имела непоколебимый авторитет (неважно было мнение, взгляды родителей для школы).В 60 – е годы оттепель, гуманистический подходВ 80-90-е – как гуманистически-личностно ориентированный подход к обучению.Сегодня многие родители считают себя сведущими в вопросах воспитания, не умея при этом видеть своих ошибок.Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.В моём классе прижились неписанные правила общения с родителями:- заблаговременно сообщать о времени, цели встречи с родителями и точно так же родители договариваются заранее со мной о своём визите.-разговор о ребёнке начинаю с хорошего, а потом перехожу к проблеме в определённой ситуации- терпеливо выслушиваю родителей, независимо от промежутка времени.- в разговоре обсуждаются трудности ребёнка в учёбе;
  • - методы воздействия на его сознание и поведение
  • -отношение к труду, общественным обязанностям
  • -взаимоотношения с самим родителем.
  • Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.И я это делаю только тогда, когда я досконально владею информацией об индивидуальных особенностях ученика и их родителей.В моих классных коллективах родительский комитет избирается не на один год, а на одну четверть. Частая смена родительского комитета позволяет привлечь к сотрудничеству большее количество родителей.Такие деликатные отношения ставят родителей в определённые условия, но эти условия работают на позитив. В рамках сегодняшней лекции у меня нет возможности перечислить все формы работы с родителями, но поверьте, когда группа родителей становится коллективом, когда родитель со своими проблемами и радостями идёт в школу, тогда успех обеспечен, «Школа помогает семье, а семья школе».Приложение 1.Социально-педагогическая карта ученика_____________, ученик(ца)___________класса.Дата рождения_______________тел.__________С кем проживает ученик: с родителями; с матерью; с отцом; с другими родственниками.Сведения о родителях или лиц, их замещающих.Место работыДолжностьОбразованиеРабочий телефонСведения о других детях в семье:Отношение ученика к школе:УспеваемостьДисциплинированностьВзаимоотношения с родителямиВзаимоотношения с ученикамиДругие сведения: 2010/11год 2011/2012 год годСостояние здоровьяИнтересы, увлеченияАнкета для родителей
  • Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, польза несомненна:
  • Полностью согласен
  • Трудно сказать
  • Не согласен
  • Меня в детстве тоже иногда поколачивали, но мне это не повредило:
  • Полностью согласен
  • Трудно сказать
  • Не согласен
  • Ребёнка можно ударить, если уже нет других способов воздействия:
  • Полностью согласен
  • Трудно сказать
  • Не согласен
  • Порой так рассердишься, что нет сил терпеть детскую наглость, и рука сама поднимается:
  • a)Полностью согласен b)Трудно сказать c)Не согласен 5. Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять физическое наказание можно и нужно: a)Полностью согласен b)Трудно сказать c)Не согласен 6. Как бы я ни был рассержен, я всегда могу удержаться и не ударить ребёнка: a)Полностью согласен b)Трудно сказать c)Не согласен7. Бить ребёнка нельзя. Но высказывать без оглядки все, что о нём думаешь, можно: a)Полностью согласен b)Трудно сказать c)Не согласен8. В любой ситуации я не могу унизить человеческое достоинство ребёнка: a)Полностью согласен b)Трудно сказать c)Не согласенАНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ— Ф.И.О. ребёнка. — Дата рождения. — Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или других родственников. — Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби. — Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби. — Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения. — Материальное положение. — Жилищные условия. Уважаемые родители! В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.1. Что Вы ожидаете от школы? 2. Что Вас не устраивает в школе? 3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку? 4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей? 5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок? 6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем? 7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего ребёнка? 8. По каким предметам он испытывает затруднения? 9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время? 10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке? 11. Усидчив ли он? 12. Быстро ли он утомляется? 13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок? 14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг? 15. Что Вы хотите от своего ребёнка? 16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас? 17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем? 18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната? 19. Много ли у родителей свободного времени? 20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: аамы; б)папы? 21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам? 22. Что Вы считаете «хорошим образованием»? 23. Какую помощь классу, школе Вы могли бы оказать (материальная, ремонт кабинета, проведение мероприятий, оформительская, услуги ксерокса,…)?Анкета для родителей(Ответьте сами себе как можно искренне)Можете ли вы:В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст? Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы? Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? Поставить себя на место ребенка? Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц? Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка? Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение? Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь? Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка? Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть? ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла. В - не могу - 1 балл.От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник. Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.АНКЕТА для родителей1. Сколько времени Вы активно общаетесь со своим ребенком в течение дня? В течение недели?Беседы и разговоры Совместная работа Посещение кино или театра. Прогулки (в лес, на реку и т. п.) Есть ли другие виды общения? Укажите их.2. Считаете ли Вы это время общения с ребенком достаточным для его воспитания? Почему? 3. Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?4. Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их разрешаете? 5. Увлечения Вашей семьи. 6. Какую помощь лично Вы можете оказать классу, школе?Какие воспитательные мероприятия, на Ваш взгляд, нужно провести в школе, в классе?АНКЕТА для родителейХотите узнать, какой вы родитель? Уважаемые родители! Эта анкета поможет педагогическому коллек тиву определить индивидуальный подход в воспитании вашего ребен ка. Из предложенных вариантов ответа на вопрос подчеркните один.1. Фамилия, имя ребенка, возраст.2. Терпеливы ли Вы, когда Ваш ребенок капризничает, плохо ест? Всегда иногда нет3. Ваш ребенок послушен?Всегда иногда нет4. Если Вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ли ему причину за прета?Всегда иногда нет5. Требуете ли Вы от своего ребенка исполнения всех обязанностей,возложенных на него?Всегда иногда нет6. Можете ли Вы в любой момент оставить свои дела и заняться ре бенком?могу, и всегда так поступаю могу, но не всегда так поступаю не могу7. Можете ли Вы извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?могу, и всегда так поступаю могу, но не всегда так поступаю не могу8. Можете ли Вы поставить себя на место ребенка?могу, и всегда так поступаю могу, но не всегда так поступаю не могу9. Можете ли Вы воздержаться от высказываний, которые могут ранитьребенка?могу, и всегда так поступаю могу, но не всегда так поступаю не могу10. Можете ли Вы выделить ребенку один день, в течение которого онможет делать что хочет и вести себя как хочет, и ни во что не вме шиваться?могу, и всегда так поступаю могу, но не всегда так поступаю не могу11. Принято ли в Вашей семье совместное проведение досуга? (Выходыв кино, театры, занятия спортом, семейные праздники, дни рожде ния, выезды на природу, общая работа и отдых на даче.