Публикации Модель управления и оценки качества образовательной среды как инструмент инновационного развития сектора художественной направленности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модель управления и оценки качества образовательной среды как инструмент инновационного развития сектора художественной направленности
Автор: Рустамянц Лариса Васильевна

Модель управления и оценки качества образовательной среды как инструмент инновационного развития сектора художественной направленности Актуальность темы обусловлена общественной потребностью изучения особенностей процесса инновационного развития сектора художественной направленности; разработки модели управления и оценки качества образовательной среды как инструмента инновационного развития сектора художественной направленности.Проблема исследования – противоречие между необходимостью инновационного развития сектора художественной направленности и неразработанностью механизмов управления и оценки качества образовательной среды в условиях учреждения дополнительного образования.Объектом исследования является инновационное развитие сектора художественной направленности.Предметом исследования является модель управления и оценки качества образовательной среды как инструмент инновационного развития сектора художественной направленности.Гипотеза исследования заключается в предположении, что управление инновационным развитием сектора художественной направленности будет эффективным, если:
  • определены факторы, механизм и содержание инновационной деятельности сектора художественной направленности;
  • разработана и реализуется модель управления качеством инновационной образовательной среды;
  • определены критерии и показатели инновационного развития сектора художественной направленности.
  • Цель исследования: создание модели управления и оценки качества образовательной среды как инструмента инновационного развития сектора художественной направленности. Задачи исследования:
  • изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме инновационного развития, управления и оценки качества образовательной среды;
  • определить факторы, механизм и содержание инновационной деятельности сектора художественной направленности;
  • разработать программу инновационного развития сектора художественной направленности;
  • разработать и апробировать модель управления качеством инновационной образовательной среды;
  • определить критерии и показатели инновационного развития сектора художественной направленности;
  • обобщить опыт управления инновационным развитием сектора художественной направленности, систематизировать результаты исследования, определить эффективность, практическую значимость экспериментальной работы.
  • Теоретико-методологическим основанием опытно-экспериментальной деятельности являются исследования в области:
  • инновационного развития в сфере образования (Васильева И.Б., Томова М.Б., Дедушева Л.А., Кларин М.В., Самсонова Е.В., Сластенин В.А., Раитина Н.И., Воропаева Е.Э., Лощаков А.М., Макарова С.В., Абасова З.А., Кваша В.П., Болков В.Т., Гамидов Г.С., Загвязинский В.И.; Лазарев В.С., Мартиросян Б.П., Юсуфбекова И.Р., Волченкова Т.В. и др.);
  • развития системы дополнительного образования (Березина В.А., Бруднов А.К., Буйлова Л.Н., Газман О.С., Голованов В.П., Горский В.А., Иванов И.П., Камалдинова Э.Ш., Катукова М.Р., Коваль М.Б., Медынский Е.Н., Леонтович А.В., Павлов А.В., Сальцева С.В., Турик Л.А., Филиппов В.М., Фомина А.Б.,Шинкевич И.В. и др.);
  • инновационного развития учреждений дополнительного образования детей и их инновационной деятельности (Абраухова В.В., Березина О.Л., Иванченко В.П., Нагибина Н.И., Попов В.В., Султанова Ф.Р., Фадеева А.П., Фомина А.Б., Щетинская А.И., и др.);
  • управления и оценки качества образовательной среды (Аристов О.В., Азгальдов Г.Г., Антонов О.К., Буйлова Л.Н., Гнеденко Б.В., Гличев А.В., Деминг У.Э., Джуран Д.М., Иванов В.А., Клименко К.И., Комаров В.В., Круглов М.И., Логинова Л.Г., Мехедова С.В., Окрепилов В.В., Селезнева А.В., Субетто А.И., Шор Я.Б., Шухгальтер Л.Я., Притужалова О.А., Созонтова О.В., Хадакова Е.А. и др.);
  • моделирования образовательных систем (Ананишнев В.М., Беспалько В.П., Бестужев-Лада И.В., Гершунский Б.С., Кондратьев В.В., Никишев В.К., Ожерельева Т.А. и др.);
  • развития художестренного образования и педагогики искусства (Алексеева Л.Л, Бахтин М.М., Бондаренко Т.И., Борев В.Г., Быховская И.М., Кирнарская Д.К., Кочеляева Н.А., Лосев А.Ф., Лосский Н.О., Мартынова В.В., Мелик-Пашаев А.А., Никитин А.А., Олесина Е.П., Полосухин В.В., Торшилова Е.М., Федорова Т.С., Школяр Л.В., и др.).
  • Организация, этапы и методы исследования.В ходе исследования использовались следующие группы методов:
  • теоретические: анализ литературы, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование;
  • эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ творческих работ (в том числе проектных) и выполнения тестовых заданий, наблюдение, диагностика отдельных компонентов личности обучающегося, диагностический и формирующий эксперимент;
  • статистические: ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка.
  • Исследование осуществлялось в три этапа:Первый этап (2019-2020гг.) – констатирующий, связанный с определением теоретических предпосылок исследования: изучением и анализом теоретических подходов к проблеме инновационного развития, управления и оценки качества образовательной среды; выявлением недостатков реальной образовательной практики; изучением особенностей инновационного развития образовательной среды сектора художественной направленности, Второй этап (2020-2021г.) – формирующий, на котором была проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы: определены факторы, механизм и содержание инновационной деятельности сектора художественной направленности; разработана программа инновационного развития сектора художественной направленности; разработана и апробирована модель управления качеством инновационной образовательной среды в секторе художественной направленности МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи», определены критерии и показатели инновационного развития сектора художественной направленности. Третий этап (2021-2022г.) – завершающий, связанный с анализом и обобщением результатов исследования, формулированием выводов и разработкой практических рекомендаций по внедрению модели управления и оценки качества инновационной образовательной среды в системе дополнительного образования. Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что была разработана и экспериментально апробирована модель управления и оценки качества образовательной среды как инструмент инновационного развития сектора художественной направленности. Практическое значение исследования заключается в том, что в процессе реализации модели управления и оценки качества образовательной среды были созданы условия для инновационного развития сектора художественной направленности. Достоверность исследования обеспечивалась совокупностью следующих факторов:
  • методологической обоснованностью основных исходных установок исследования;
  • наличием современных концептуальных подходов к проблеме управления качеством дополнительного образования;
  • применением комплекса апробированных диагностических методов и средств;
  • гласностью опытно-экспериментальной работы.
  • Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности осуществлялось Психологической службой МБУ ДО ДТДМ.Опытно – экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи», сектор художественной направленности. Результат экспериментальной деятельности:
  • разработана программа инновационного развития сектора художественной направленности;
  • разработана и апробирована модель управления качеством инновационной образовательной среды сектора художественной направленности;
  • разработана система оценки качества образовательной среды как показатель инновационного развития сектора художественной направленности;
  • обобщен опыт управления инновационным развитием сектора художественной направленности.