Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе: - Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 2 варианта.- Программы формирования базовых учебных действий.Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами: Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2).Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа №4 г. Иркутска. Цель обучения – формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. Задачи обучения:формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь).2. Характеристика учебного предмета Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучение другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок),ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь. На экскурсиях дети знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.Изучая следующие разделы: 1.Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, изменения окраски листьев на деревьях, листопад, увядание трав, отлет птиц.2. Овощи: морковь, помидор, огурец, свекла, капуста, картофель: цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.3. Фрукты: яблоко, груша, лимон, банан. Цвет, величина, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. 4. Ягоды: клюква, черная смородина: окраска, форма, запах, вкус. Где растут.5. Деревья лиственные и хвойные: сосна, ель, береза, тополь. Распознавание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена. Общие и отличительные признаки.6. Комнатные цветы: фиалка, традесканция, душистая герань, кактус. Различение, уход за комнатными растениями.7. Изменение в природе зимой, весной, осенью и летом. Называние основных признаков.8. Одежда людей в разное время года.9. Домашние животные: корова, лошадь, свинья. Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Основные сравнительные характеристики.10. Дикие животные: медведь, заяц, белка. Части тела, где обитают, основное питание, способ передвижения. Основные сравнительные характеристики.11. Дикие животные жаркого пояса: лев, жираф и обезьяна. Части тела, где обитают, основное питание, способ передвижения. Основные сравнительные характеристики.12. Сравнение различных животных между собой (дикие и домашние животные).13. Речные рыбы: щука, сом, карась и окунь. Части тела, где обитают, основное питание, способ передвижения. Основные сравнительные характеристики.14. Дикие животные холодного пояса: пингвин, олень,морж. Части тела, где обитают, основное питание, способ передвижения. Основные сравнительные характеристики.15. Дикие животные жаркого пояса: слон и бегемот. Части тела, где обитают, основное питание, способ передвижения. Основные сравнительные характеристики.16. Сравнение диких животных жаркого и холодного поясов.17. Узнавание, сравнение и различение детенышей домашних и диких животных.18. Морские обитатели: кит, дельфин, медуза. Части тела, где обитают, основное питание, способ передвижения. Основные сравнительные характеристики.19. Дикие птицы: воробей, ворона. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям. Различение между собой.20. Животные, живущие в квартире: собака, кошка, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки. Чем питаются, какую пользу приносят человеку. Основные сравнительные характеристики. Уход за животными.21. Насекомые: жук, бабочка, стрекоза. Строение, питание и способ их передвижения.22. Представление об огне. Значение огня в жизни человека.23. Представления о солнце. Значение солнца в жизни человека.24. Представления о воздухе. Значение воздуха в жизни человека.25. Представления о луне. Значение луны в жизни человека.26. Представления о полезных ископаемых (глина, песок, уголь). Значение полезных ископаемых в жизни человека.27. Представления о воде. Значение воды в жизни человека.28. Узнавание, называние и сравнение частей суток (утро, день, вечер и ночь).29. Растения и животные в разные времена года.30. Явления природы: гром, радуга, туман. Соотнесение явлений природы с соответствующим временем года.31. Представление о планете Земля. 32. Труд людей весной.33. Называние и различение первых весенних цветов.34. Узнавание и различение грибов (мухомор, лисичка, опенок) по внешнему виду. Значение в жизни человека.35. Зерновые культуры (пшеница, просо, рожь, горох) по внешнему признаку. Значение в жизни человека. 36. Культурные травянистые растения (петрушка, укроп) по внешнему виду. Значение трав в жизни человека. 37. Дикорастущие травянистые растения (одуванчик, крапива). Значение трав в жизни человека.38. Сравнение дикорастущих и культурных трав.39. Изменения в жизни животных в разное время года.40. Изменения в жизни растений в разное время года.41. Изменения в жизни людей в разное время года.3.Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» рассчитана в 4 классе на 68 - часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Личностные результаты освоения программы могут включать: Физические характеристики персональной идентификации:- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);- определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность- определяет свою половую принадлежность (без обоснования); «Уверенность в себе»- осознает, что может, а что ему пока не удается; «Социальные навыки»- умеет устанавливать и поддерживать контакты;- избегает конфликтных ситуаций;- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);Мотивационно – личностный блок- стремится помогать окружающимБиологический уровень:- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)Развитие мотивов учебной деятельности:- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);Ответственность за собственные вещи- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает произведений искусства;Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:- принимает участие в коллективных делах и играх;- принимать и оказывать помощь.Возможные предметные результаты должны отражать:- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств.- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу.Базовые учебные действия:- Различать домашних животных. Способы передвижения. - Различать времена года по характерным признакам.- Различать явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. - Классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.- Участвовать в беседе: слушать собеседника, не перебивая.5. Содержание учебного предмета. Основное содержание в рабочей программе по развитию «Окружающего природного мира» у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных понятий.- Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). - Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). - Знание значения частей растения. - Знание значения растений в природе и жизни человека. - Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, сосна, тополь). - Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). - Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. - Знание значения деревьев в природе и жизни человека. - Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, груша, мандарин, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). - Знание значения фруктов в жизни человека. - Знание способов переработки фруктов. - Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). - Знание значения овощей в жизни человека. - Знание способов переработки овощей. - Узнавание (различение) ягод (смородина, малина, брусника) по внешнему виду (вкусу, запаху). - Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. - Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. - Узнавание травянистых растений. - Узнавание (различение)культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). - Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, традисканция).- Знание особенностей ухода за комнатными растениями. - Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, по внешнему виду. - Знание значения зерновых культур в жизни человека. - Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога).- Знание основных признаков животного. - Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака). - Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). - Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, - Узнавание (различение) диких животных (заяц, волк, медведь, белка,). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (пингвин, олень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. - Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (лев, слон, жираф, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. - Знание строения птицы. Знание питания птиц. - Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука, карась). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. - Знание строения насекомого. Знание способов передвижения насекомых (бабочка, жук, стрекоза). - Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза).- Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.). - Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. - Различение планета Земля. Определение месторасположения земли.- Узнавание полезных ископаемых. Знание свойств полезных ископаемых. Знание значения полезных ископаемых в жизни человека. - Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. - Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. - Узнавание воздуха. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека.- Узнавание луны. Знание значения луны в природе и жизни человека.- Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).- Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. - Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. 6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.7. Учебно-методические средства обучения:Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. – 78 с. Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599Демонстрационный и раздаточный дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) диких и домашних животных, зимующих и перелётных птиц, картинки и макеты домашних птиц, картинки рыб. Фотографии и картины растений домашних и дикорастущих. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы. Изображения алгоритмов по уходу за комнатными растениями, посадки комнатных растений в горшки.Компьютерное оборудование. Видеоролики и презентации по темам разделов.Дополнительная литератураМир природы и человека. 1 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы. В 2 ч. / [Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2017. – 64 с.