Публикации
Разнообразные формы контроля для подготовки к устному собеседованию учащихся на уроках русского языка и литературы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разнообразные формы контроля для подготовки к устному собеседованию учащихся на уроках русского языка и литературы
Автор: Наталья Павловна Чагина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разнообразные формы контроля для подготовки к устному собеседованию учащихся на уроках русского языка и литературы
Автор: Наталья Павловна Чагина
Обобщение педагогического опыта работы по теме«Разнообразные формы контроля для подготовки к устному собеседованию учащихся на уроках русского языка и литературы»Чагина Наталья Павловна,учитель русского языка и литературы первой квалификационной категорииСодержаниеАктуальность…………………………………………………………………….4Проблема ……………………………………….………………………………..4Цель…………………………………………………….…………………………4Задачи……………………………………………………..……………………....4Педагогическая идея………………………………………………….………….5Перспективность…………………………………………………………………5Содержание работы………………………………………………………………6Результативность…………………………………………………………………9Приложение……………………………………………………………………...10Актуальность данной темы заключается в итоговой проверке навыков устной речи у школьников в форме устного собеседования, благодаря которой удастся наиболее точно определить уровень сформированности речевой деятельности. Проблема связана с тем, что с введением устной части ОГЭ в процессе образования педагогами используются разные формы подготовки к итоговому собеседованию, но выбор наиболее универсальной формы вызывает трудности по причине новизны.Результат успешной сдачи устного собеседования зависит от:деятельности педагога, понимания и усвоения материала обучающимися, имеющейся базы у обучающихся. Контроль выявляет:насколько сформированы коммуникативные навыки, личностные возможности обучающихся, способность применения знаний на практике. Для этого педагог должен начать работу по подготовке к сдаче итогового собеседования заблаговременно, поэтому целью этой работы является не указать ученику на его незнание, а подтолкнуть, простимулировать. Длительность работы: с 2018 по 2020 год.Работа включает в себя:1) определение цели, постановку задач, идей, проблемы опыта, выбор методов и средств решения;2) результативность и перспективность опыта.Цель: усиление развития коммуникативной направленности в обучении школьников при подготовке к устному собеседованию.Задачи:выявить универсальную форму подготовки к итоговому собеседованию посредством проведения разных форм и видов урока; разработать комплексную систему контроля при подготовке к итоговому собеседованию, способствующую повышению коммуникативных способностей учащихся; создать эмоциональный настрой, способствующий раскрытию идейной направленности текстов. Педагогическая идея:использование разных форм и методов формирования коммуникативных способностей учащихся через контроль при подготовке к устной части ОГЭ; формирование познавательного интереса с помощью применения в процессе обучения нетрадиционных форм контроля; создание благоприятной атмосферы при выполнении итоговой работы. Формы и методы, способствующие формированию коммуникативных способностей учащихся при подготовке к устному собеседованию на уроках русского языка.В результате отобранных форм, методов, видов контроля могут быть достигнуты следующие результаты для учащихся:умение работать с текстовым материалом; осмысление материала, анализ деталей; умение вычленять важную информацию; оформление полученного в ходе выполнения форм контроля материала в пробное итоговое собеседование. Перспективность:подготовка учащихся к итоговой аттестации в старших классах, развитие коммуникативных навыков учащихся. Содержание работыПростой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее. Марк Туллий ЦицеронВ современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. На сегодняшний день ГИА по русскому языку (в форме ОГЭ) предполагает оценивание всех видов речевой деятельности как письменной, так и устной (говорение). Безусловно, говорение как вид речевой деятельности требует продуманного подхода к развитию коммуникативных способностей обучающихся.С 2019 г. в российских школах вводится итоговое собеседование по русскому языку. Цель устного экзамена - проверка навыков устной речи у школьников. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь, т.е. степень владения учащимися коммуникативными навыками.Современный школьник имеет доступ к широкому объему информации, но, несмотря на это, память их стала хуже, возникли трудности в глубоком освоении изучаемого материала. И чтобы учащимся стать успешными, необходимо развивать коммуникативные способности, помогать в восприятии, понимании, запоминании содержания учебного материала, повышать уровень сформированности коммуникативных способностейВ связи с новыми требованиями в сфере образования, педагог не должен ограничивать себя традиционными методами контроля при подготовке к устному собеседованию. Несмотря на то, что педагогический опыт по научным дисциплинам очень разнообразен, именно нетрадиционные формы контроля вызывают интерес, развивают речевую деятельность, а также позволяют создать особый эмоциональный настрой, который устраняет у ребенка чувство тревожности, связанное, прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Это, бесспорно, способствует повышению качества сдачи экзамена-собеседования.Из практики педагогической деятельности известны следующие формы контроля: устные, письменные и практические (лабораторные), и подготовка к устному собеседованию ведется через данные формы контроля, которыми я пользуюсь на своих уроках.С чего начать работу по подготовке к устной части? Прежде всего, это проводимая в системе работа по формированию речевых навыков.В системе уроков можно отработать задания одного-двух разделов. Это могут быть лингвистические разминки, «пятиминутки», дискуссии на заданную тему, «экспертиза», на которых ученики отрабатывают задания устного экзамена и оценивают проделанную работу.После анализа видов экзаменационных заданий, была составлена примерная модель формы и методов контроля по подготовке к экзамену-собеседованию, в которой доминирующая роль отводится самим обучающимся, выступающим в роли экспертов.Модель подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку «Шесть шляп» (Приложение 1)Шляпа I. Отработка навыков выразительного чтения: Чтение текстов публицистического стиля с опорой на орфоэпию и акцентологию.Шляпа II. Отработка навыков пересказа текста.Создание текстов с использованием прямой и косвенной речи.Шляпа III. Цитирование.Создание текстов с включением предложенной цитаты.Шляпа IV. Отработка навыков создания монологического высказывания. Написание миниатюр на разные темы и создание устных высказываний (взаимоотношения с родителями, школа, спорт, искусство, профессия, природа и т.д.). Шляпа V. Отработка умений создавать диалогическую речь. Развитие умений спонтанно выражать свою точку зрения, привлекая различные источники для ее аргументации, с учётом цели общения и правил речевого этикета.Шляпа VI. Комплексный анализ пробного устного собеседования по 6 критериям. Отличительной чертой и новизной итогового собеседования является проверка устной неподготовленной (спонтанной) речи. На уроках русского языка основное внимание уделяется развитию подготовленной речи (доклады, сообщения, сочинения), а спонтанная речь носит эпизодический характер, следовательно, задача учителя – восполнить пробелы, работать над развитием спонтанной речи, используя разные формы контроля.На всех этапах данной модели ведущей формой контроля является устный опрос. Он осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах проверки навыков выразительного чтения (шляпа 1), раскрытия характерных особенностей образов, картин, изображенных в публицистическом тексте, передачи основной эмоциональной тональности, обращая внимание на интонирование, орфоэпические и грамматические нормы. Учащиеся выступают в роли «экспертов» и оценивают собственные работы и работы одноклассников по критериям качественной речи:К1. Выразительность, логичность, содержательность. (Приложение 2)На втором этапе подготовки (шляпа 2) обучающиеся пересказывают предложенный текст. Нужно помнить, что пересказ – это тренировка не памяти, а понимание изложенной информации, поэтому, выступая в роли «экспертов», учащиеся используют еще один критерий при оценивании ответа: К2. Соблюдение всех микротем. (Приложение 2)На третьем этапе подготовки (шляпа 3) обучающиеся используют цитату, сохраняя смысловую точность, не искажая основной ее смысл и не нарушая логической последовательности частей текста. На этом этапе добавляется 3 критерий оценивания данной формы контроля: К3.Уместное и безошибочное цитирование. (Приложение 2)Следующий этап подготовки (шляпа 4) - монологическое высказывание по картине, фотографии, проблемному вопросу. Практика показывает, что наибольшие затруднения у обучающихся вызывает составление текста заданного типа речи. Именно на этом этапе учителю следует обратить большее внимание на грамотное построение монолога. Учащиеся оценивают ответы, используя критерий 4:К4. Построение не менее 10 фраз с учетом речевой ситуации. (Приложение 2)На 5 этапе (шляпа 5) предлагается 1 тема для обсуждения, в которой учащийся выступает в роли участника дискуссии: он должен убедить слушателей в правильности своей точки зрения, приводя факты, иллюстрирующие его довод. Данную форму контроля предлагается оценить по критерию 5.К5.Убедительность доводов речевой ситуации.На заключительном этапе (шляпа 6) учащиеся выполняют комплексный анализ работы устного собеседования (аудиозапись) по вышеуказанным критериям. Таким образом, ребята, выступая в роли «экспертов-экзаменаторов», не только дают итоговую оценку всей работе, но и готовят себя к успешной сдаче устной части ОГЭ.РезультативностьСоздание модели «Шесть шляп», включающей поэтапное накопление необходимой информации, помогает подготовиться к успешной сдаче устного собеседования в следующем году. Планируется совершенствование форм подготовки, методов контроля и расширение знаний в данной области. (Приложение 3)Литература:Амонашвили Ш.А., Основы гуманной педагогики. Научная литература. Размышления о гуманной педагогике. — М., 2001 Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чертов. - М.: Академия, 1999. - 400 с. Выготский Л.С. «Педагогика в действии», М. «Просвещение», 1999г. Методические рекомендации.-3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2002.-192с. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2014. – 576с. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку. Авторы: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. Сайт: . Статья «Методика преподавания. Виды и типы уроков». Сайт: Приложение 1Модель «Шесть шляп»Приложение 2