Публикации Как повысить качество знаний обучающихся с рисками учебной неуспешности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как повысить качество знаний обучающихся с рисками учебной неуспешности.
Автор: БЕСПАЛОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Как повысить качество знаний обучающихся с рисками учебной неуспешности.И в нашей школе стоит проблема неуспешности в обучении. Если судить по кадровому составу, можно сказать, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж. Тем не менее, остро стоит вопрос “неуспеваемости” школьников. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о причинах неуспеваемости и поищем способы ее преодоления.Нет плохих учеников — есть обстоятельстваоторые мешают им быть хорошими.Е.Н.Емельянова (нейропсихолог)Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое?Слабоуспевающие ученики – это вечная проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Современные учёные отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.Основные признаки  неуспеваемости  учащихся по русскому языку:1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.3. Недостаточный уровень развития и  воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость,  организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.4.Незнание языка. Русский язык для учеников школы – это не родной язык.Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается  в стимулах для перехода к очередным видам работы);-медлительность, либо постепенное снижение темпа  деятельности;- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;- индифферентно относится к результатам  работы; - не подмечает своих неудач и трудностей.Все эти особенности присущи детям нашей школы.Учитывая всё выше сказанное, свои уроки я строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, опираясь на системно-деятельностный подход, дифференцированно помогаю слабым ученикам, уделяю внимание сильным. Учебники по русскому языку, к сожалению, содержат мало разно уровневых заданий, упражнений творческого характера. А ведь он используется как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Для развития орфографической грамотности использую упражнения с заданием «исправить ошибки». Умение исправлять ошибки использую и при проведении некоторых проверочных диктантов. При проверке я выношу на поля ошибки, дети должны сами найти, исправить и объяснить правописание слов. Это имеет определённый результат. На уроках часто использую приём самопроверки и взаимопроверки упражнений.Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах. После проведения контрольных диктантов всегда делаю анализ работ, выявляю наиболее типичные ошибки, допущенные учащимися, и на следующем уроке провожу словарную работу, в которую включаю слова, в которых дети допустили ошибки. Работа эта предусматривает морфемный анализ слова, повторение правил написания тех или иных видов орфограмм, а также самостоятельную работу по составлению словарного диктанта, словосочетаний или предложений на типичные ошибки.В трудном процессе усвоения русской орфографии, в формировании умений и навыков грамотного письма важнейшее место занимает повторение. Известны слова К. Ушинского, что педагог должен «повторять старое не для того, чтобы повторять забытое, но для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое».В процессе контроля подготовленности учащихся следует специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные ошибки для класса и концентрировать внимание на их устранении. Нужно контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания. При изложении нового материала обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала, стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала, применять средства поддержания интереса к усвоению знаний, обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке следует подбирать задания по уровням, инструктировать о порядке выполнения работы, стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе, умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. При организации самостоятельной работы вне класса обеспечить в ходе выполнения домашнего задания повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Нужно составить список неуспевающих учеников по русскому языку, составьте памятку приемов работы с каждым учеником, который является неуспевающим. Анализ проведенной работы по намеченному плану должен быть рассмотрен на заседаниях МО учителей русского языка и литературы.