Публикации Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие зрительно-моторной координации у обучающихся с ТМНР"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие зрительно-моторной координации у обучающихся с ТМНР"
Автор: Каримова Светлана Евгеньевна

Обобщение педагогического опыта работы по теме«Развитие зрительно-моторной координации у обучающихся с ТМНР»Каримова Светлана Евгеньевна,учитель, 1 квалификационной категорииЗрительно-моторная координация - это процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь воспитанников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.К механизмам формирования зрительно-моторной координации можно отнести следующие: зрительное восприятие движущихся предметов, прослеживание глазами за действиями руки, зрительное сосредоточение и фиксация внимания, осязание, мелкая моторика, графомоторные навыки, пространственная ориентировка, аналитико-синтетическая деятельность.К особенностям зрительно-моторной сферы у обучающихся с ТМНР относятся:
  • Мышечная напряженность;
  • Нарушение общей и мелкой моторики;
  • Общая скованность и замедленность выполнения движений;
  • Дискоординация движений;
  • Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);
  • Замедленность в освоении новых движений;
  • Отсутствие ведущей руки.
  • При обследовании уровня зрительно-моторной координации у обучающихся с ТМНР, предлагаю применять следующие диагностические методики: изучение функций рук по системе В.Г. Босых и Н.Т. Павловской; оценка состояния общей моторики диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича; диагностика мелкой моторики проводится в форме заданий с использованием адаптивных разработок и тестов Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко и И.Н. Шевляковой; для диагностики графических навыков использовать тесты под авторством С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Т. Топорковой, С.В. Щебининой.Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог.Развитию зрительно-моторной координации у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, будут способствовать следующие упражнения и задания: лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); конструирование из бумаги (оригами); рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено, гречка, рис); собирание пазлов, пирамидки, стаканчиков; составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина); сортировка мелких предметов, захват и удержание предмета, вложенного в руку (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу. перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую; бросание предмета в различные емкости; сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча; разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги; работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание; игры с юлой, волчком, неваляшкой; катание различных мячей; нажатие на кнопки, клавиши; нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму; разжимание прищепок, прикалывание их; переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки; откручивание и закручивание крышечек от баночек, бутылок; наматывание ниток; перелистывание книжек, журналов; работа по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины; сенсорные пальчиковые дорожки; поднимание с поверхности различных предметов.Точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, овладеть графическими умениями помогает рисование. В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании, знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулируется усилие руки при нажиме). Итак, постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования зрительных образов, воспринимаемых при этом, рука как бы “учит глаз”.Рисуя узоры, орнаменты воспитанники учатся правильно определять направление линий и движения руки (сверху – вниз, слева – направо и т. д., познают приемы расположения элементов на плоскости). Вырисовывание прямых и кривых линий, полуовалов и овалов, занимательные рисунки пробуждают интерес к рисованию, вырабатывают ритмичность движений.Выработать согласованную, координированную деятельность анализаторов помогут рисунки, такие как обведение детских ладошек, кулачков, которые с помощью взрослого можно превратить в веселые картинки, оживить, дорисовав детали.Особое место в коррекционной работе по развитию зрительно – моторной функции, в развитии графических умений отводится штриховке.Штриховка является средством развития согласованных действий зрительных и двигательных анализаторов, укрепление двигательного аппарата пишущей руки.Интересные книжки – раскраски помогут пробудить детский интерес, желание штриховать. Используя трафареты с различными фигурами, обучающиеся учатся обводить фигуры, а затем можно штриховать не только параллельными отрезками, но и волнистыми, и круговыми линиями, полуовалами, и петлями.Раскрашивание рисунков включает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений:1) раскрашивание короткими частыми штрихами;2) раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;3) центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);4) штриховка длинными параллельными отрезками: горизонтальными, вертикальными, диагональными.Основные направления штриховки: сверху – вниз, слева – направо, снизу – вверх.Необходимо учить воспитанников закрашивать предметы тщательно, ровно, аккуратно, не спешить и не выходить за пределы контура. Можно использовать “рамки” вкладыши Монтессори, которые готовят обучающихся к овладению рисованием и письмом, вырабатывают умение владеть карандашом, дают “твердость руки”.Готовя обучающихся к письму необходимо развить механизмы для его осуществления, создать условия для накопления обучающимся двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Развитие ручной умелости: это изготовление поделок, работа с пластилином, с соленым тестом, плетение из бумаги, ткани, тесьмы. Также необходимо проводить работу с ножницами, т. к. вырезание из бумаги развивает глазомер. Различные игры с песком, водой, мелкой мозаикой, конструктором, волчками помогают в уверенности, ловкости и согласованности движений кистей рук. Для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, снижения физической усталости и морального напряжения применяются пальчиковые игры и массаж «активных точек» на пальцах и ладонях, которые необходимо включать ежедневно в артикуляционную гимнастику.При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлёпывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).Развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги, в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад и т. д.).Необходимо включать также следующие виды работ:а) прослеживание за направлением сверху – вниз, снизу – вверх, справа – налево, слева – направо;б) прослеживание прямых, ломанных, извилистых линий.Игровые упражнения можно проводить на фланелеграфе, магнитной доске, на листах бумаги. Развивать пространственную ориентировку помогут игры “Куда ускакал зайчик?” (двигать фигурку зайчика в разных направлениях на доске, “Где сидит бабочка?”).Развитию пространственного анализа помогают задания на дифференциацию правых и левых частей тела (прежде всего рук). Закрепляя понятия “правая” и “левая” рука у детей вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, обеспечивающие выделение правой руки, как ведущей.Первые и важные этапы работы при формировании графомоторных навыков, обучение воспитанника адекватной позе во время письма и обучения правильному способу положении рук, пишущей руки, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении элементов, о положении карандаша (ручки) и тетради. Важно научить обучающихся правильному способу удержания пишущего предмета: карандаша, ручки, фломастера. Также важно обучить ребенка с нарушениями двигательных функций навыкам оптико-пространственной ориентировки. Это означает, что ребенку нужно помочь сформировать пространственную ориентировку на листе бумаги – начало письма с левого верхнего угла листа, движение письма слева направо и упражнения на письмо сверху вниз, а также рисование дорожек, ленточек. Можно использовать имитацию письма в воздухе, как с контролем, так и без контроля зрения, добиваться автоматических движений слева направо с помощью упражнений на рисование дорожек мокрым пальцем на доске. В ходе обучения письму рекомендуется обучать ребенка писать ведущей (сохранной) рукой. Комплекс упражнений должен включать раскрашивание по трафаретам ассиметричных фигур. Для формирования графомоторных навыков рекомендую применять методику написания букв, изложенную в трёх прописях Т.Ф. Воронской, каждая из которых предназначена для изучения письма той или иной группы букв, объединённых общим элементом.Графические упражнения лучше выполнять в тетрадях с крупной клеткой.Детей знакомят с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой, учат выполнять задание в ограниченном пространстве – клетке и обводят ее.Рассматривая тетрадь, надо обратить внимание на то, что она состоит из обложки и листов. Листы имеют две стороны. Страницы имеют линии (разлиновки) сверху – вниз и слева – направо, которые образуют квадраты.Предложите детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху – вниз и слева – направо. А также показать нижнюю часть листа, верхнюю, середину, правую, левую сторону.Первоначальными графическими упражнениями могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины, которые можно превратить в увлекательные игры в “дорожки”, “рельсы”, “заборчики”, “дождик”.Учась обводить каждую клеточку цветным карандашом и трудная работа превращается в интересную игру. Клеточки можно заштриховать, это будут квадратики – из них получаются кирпичики для постройки дома, а добавив сверху треугольник – это уже дом. Выполняя усердно задание обучающиеся становятся строителями.Рисуя волнистые линии, дуги, круги, овалы дети изображают морские волны, ручейки, прыжки зайчиков, плавающих рыбок, клубочки.В дальнейшем можно перейти к упражнениям “составь узор по точкам”, “дорисуй узор”, “дорисуй незаконченный рисунок”, “дорисуй недостающие детали в рисунке”, также можно предложить письмо букв по шаблонам.Дорисовка орнаментов, картин является сложным видом работы для обучающихся с ТМНР. Поэтому лучше дать воспитанникам готовые образцы и кальку. Сначала они обводят образец через кальку, а когда рука станет уверенной можно рисовать орнаменты самостоятельно.Можно иначе выполнить задание – предложить образец рисунка, выполненный простым карандашом, а ребенок обводит его цветным карандашом, фломастером или ручкой.Первоначально буквы в прописях пишут фломастером крупно, высота до 6 см. Взрослый с ребенком анализируют маршрут написания буквы от стартовой точки до окончания в процессе выполнения. Таким образом, происходит запоминание маршрута написания. Следующая ступень обучения. Высота буквы 3 см, писать ребенок продолжает фломастером. Обучающийся выполняет задания самостоятельно, учитель придерживает запястье пишущей руки ученика. Интервал между буквами – буква «и» прописанная по воздуху. Затем обучающийся пишет буквы шариковой ручкой в прописях в одну линейку с анализом маршрута написания. И последняя ступень обучения. На этом этапе ребенок пишет шариковой ручкой в тетради с двумя линиями (без наклонных). На этом этапе формируется автоматизация графического навыка. Описанный механизм обучения письму позволяет на всех ступенях обучения отрабатывать навыки, сформированные на предыдущих этапах. Использование такой системы обучения письму обучающихся с ТМНР приносит положительные результаты.Использование игр и специальных упражнений для развития глазодвигательных функций и мелкой моторики руки на уроках и коррекционных курсах, способствует развитию зрительно-моторной координации.