Публикации Озорные казачата

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Озорные казачата
Автор: Анна Геннадьевна Роменская

Раздел 1 Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования «Озорные казачата» направлена на формирование у учащихся представлений о происхождении терского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д. Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей школьного возраста  к культуре и традициям  казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в  Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни. О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного  достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки. Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - школьника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он имеет больше возможности для формирования этических и эстетических идеалов.Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности. Работа кружка направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр.), обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны). Программа адаптирована для дистанционного обучения. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Направленность и уровень программы: военно-патриотическая, на изучение курса «Озорные казачата» в начальной школе выделяется 35 часов. Актуальность программы обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды, мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим детям, внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего.Цель и задачи программыЦель: создание благоприятных условий для воспитания гражданина и патриота своей малой Родины, путём привития интереса к истории и культуре казачества, его обычаям и традициям.Данная цель предполагает решение следующих задач:
  • Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
  • Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.
  • Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.
  • Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности СОШ, семье.
  • Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.
  • Поставленные задачи программы решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в школе и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.Группа 3 класс 24 обучающихся ,программа рассчитана на возраст от 6,5 до 11 летКоличество учебных недель – 35Количество учебных дней по программе – 35 занятия по 1 часуРежим работы объединения - по расписаниюНачало занятий – 01 сентябряОкончание занятий – 25 маяПланируемые результаты Знать (понимать):-        основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;-        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;-        изученные виды исторических источников.Уметь:-        соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;-        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;-        показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;-        рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;-        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;-        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;-        высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание работы кружка «Озорные казачата» раскрыто в рабочей программе    «Лазоревые искорки», «Родники Терека» Р.М. Чумичевой, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохиной. Цель программы: развитие у школьников ценностного отношения к культуре и истории Ставропольского края, создание условий для открытия ребёнком ценностей и смыслов, определяющих характер социокультурной и творческой деятельности.  В содержание программы заложены основы развития каждого ребёнка системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины». Кружковые занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда, рисования, конструирования, слушания музыки, чтения художественной литературы, театрализации, знакомства с календарными народными праздниками, использовании словесных, подвижных и хороводных игр, игр-забав, оформлении тематических выставок детского творчества и уголков для детей и семей воспитанников. Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм организации непрерывно образовательной и совместной деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.
  • Терские казаки.
  • Зачем мы изучаем курс «Озорные казачата». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
  • Традиции и обычаи терских казаков.
  • Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
  • Труд и быт.
  • Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
  • Православие в жизни терского казачества.
  • Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
  • Терское казачье войско: история и современность.
  • Как казаки на Юг пришли. Терское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
  • Традиционная культура терского казачества.
  • Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры терских казачат. Казачьи пословицы.Календарно – тематическое планирование Раздел 3 "Формы аттестации и оценочные материалы"Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы "История и культура терского казачества" проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:
  • контроль;
  • проверку;
  • оценивание;
  • накопление статистических данных и их анализ;
  • выявление их динамики;
  • прогнозирование результатов.
  • Наряду с обучающими задачами, программа «История и культура терского казачества» призвана решать и воспитательные задачи. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросники, тесты, методики, проекты, портфолио, результаты участия в конкурсах, и т. д.Виды контроля.Раздел 4 "Организационно педагогические условия реализации программы содержат"Для реализации программы используются следующие методы: - методы, в основе которых лежит способ организации занятия:  Наглядный метод используется во время:
  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в музей, по станице , целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.
  •   Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров, фольклорных праздников.
  •   Практический метод используется, когда необходимо:
  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (сюжетно-ролевые, дидактические, инсценировки казачьих легенд и др.);
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
  • - Формы организации деятельности детей на занятии:
  • Групповая;
  • Индивидуальная;
  • Индивидуально-групповая.
  • В реализации Программы важна взаимосвязь семьи и школы. Нужно, чтобы родители понимали важность нравственно-патриотического воспитания школьников на основе традиций казачества, необходимость и в семье заниматься воспитанием маленьких граждан и патриотов своей малой родины."Приложения к программе"Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Анализ художественного текста на школьном уроке: Теория и практика. Сборник научно-методических трудов. – Ставрополь, 1995.
  • Культура и обычаи народов Ставропольского края. – Ставрополь, 1994.
  • Литературное краеведение в школе. // Методические указания для студентов – филологов. – Ставрополь, 1978.
  • Преподавание фольклора. Полный курс. /Методическое пособие. – Санкт – Петербург: «Паритет», 2001.
  • Фольклор родного края на уроках и во внеклассной работе //Литература в школе №5, 2000.
  • П.С.Федосов. Казачий мир. Казачьи традиции, обряды и календарные праздники. – Ставрополь, 2005.