Публикации Сенсорное воспитание детей 2–3 лет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сенсорное воспитание детей 2–3 лет
Автор: Ваганова Ирина Александровна

Доклад на тему: «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет»Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.В моей группе находятся дети 2 – 3 х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека.И я, как педагог, должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.В своей работе я поставила задачи:формировать у детей представления о цвете, форме, величинеучить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (большой стул, маленький стул, одинаковые кубики)Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику).Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Растёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок); оформила уголок сенсорики.В своей работея использую следующие методы и приемы: практический (игры и упражнения,наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение,словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т. к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности способ ознакомления с окружающим миром.Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа.Задаю наводящие вопросы об этом животном (большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т. д.). «Вышла курочка гулять» (цвет, величина, «Медведь и пчелы» (величина, количество) и др.Учу создавать первые группы предметов и правильно обозначать их количество словами много и один. Например, инсценирую приход кукол в гости к детям,акцентируя на этом их внимание: «Вот сколько кукол пришло в гости. Много».Предлагаю взять по одной кукле и спрашиваю: «Сколько кукол ты держишь?»И сама помогаю уточнить: «Одну». Затем привлекаю детей к тому количеству кукол, которые остались на стульчиках. Вместе устанавливаем, что их много.Для правильного определения величины у детейформирую следующие представления:подбор одинаковых величин по образцу;различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю.Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детейподыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?».Произношу фразу типа: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце, побуждаю к составлению сравнений.Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.Например, для восприятияцвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Башня из красных и зелёных кирпичиков».В задании ребенку показываю 5 брусков, сложенных «башней» (наложенный один на другой,одного цвета: красного или зеленого. Ребенку даю 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагаю сделать «башню» такого же цвета, как у меня.Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребёнок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками».При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи.С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.Выше изложенная работадала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности.Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших группах детского сада.Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.