Публикации «Использование школьного музея в вопросах экологии и краеведения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование школьного музея в вопросах экологии и краеведения»
Автор: Екимов Андрей Владимирович

«Использование школьного музеяв вопросах экологии и краеведения»Екимов А.В. , ПДО , МБОУ «Школа №1», г. Прокопьевск В городе Прокопьевске, в старшейшем общеобразовательном учреждении – школе № 1, есть общественный исторический музей, названный именем лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Бориса Валентиновича Волынова. Школьный музей является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у учащихся школы и города любви к родному краю. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для успешной внеурочной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке получаемой информации. А фиксация происходящих событий: фотосъемка, описание, интервьюирование, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея - все это является важным средством документирования истории родного края. Краеведческая работа в историческом музее нашей школы ведется уже много лет. В настоящее время экспозиция музея состоит из 4 разделов: «Жемчужина Кузбасса», «Они сражались за Родину», «Сын планеты Земля», «История первой средней школы». С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для музея учащиеся нашей школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий.В музее действует исторический клуб «Память», где учащиеся школы получают дополнительные знания по истории родного края, города; знакомятся со школьными годами, жизненным путём прославленных выпускников школы разных лет. Важное место в работе исторического музея школы занимает учебно-исследовательская работа. Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. По материалам фондов музея учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы. Дети, даже самые маленькие, с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного города. Именно эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства.За последние годы было подготовлено более 40 исследовательских работ учащихся: «Звёздная гордость Прокопьевска», «М.Г. Елькин - учитель, учёный, краевед», «Из истории музея школы№1», «Истоки краеведческого и музейного движения в Прокопьевске», «Школа №1 в годы Великой Отечественной войны», «Б.В. Волынов: новый взгляд на Героя космоса», «Общество «Юный историк»», «Служить во благо Родины», «Ваш подвиг бессмертен», «Судьба сибирского парня», «Подвиг на века», «Становление угольного гиганта Кузбасса», «Строки из фронтовых писем», «Улица Комсомольская 1930-х годов», «История пионерской организации школы №1», «Исследователь сибирского края», «Легенда российской математики», «История школы №1 1930-х. годов», «Школьный музей-хранитель памяти», «Прокопьевск предвоенный», Школа №1 в начале Великой отечественной войны.Музей осуществляет историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. При этом важно не только использование в образовательно-воспитательных целях коллекцию музея, но и от собранных вещей, изображений, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. На протяжении нескольких лет в историческом музее осуществляется внеурочная деятельность по изучению родного края, созданы программы «Загадки истории», «Край родной».Программа имеет цель: формирование у школьников основных духовно - нравственных качеств личности через изучение истории, этнографии Кузбасса, и города Прокопьевска. Программа предусматривает решение ряда следующих задач:Обучающие: активно использовать навыки самостоятельной работы учащихся в поисковой, учебно-исследовательской деятельности, открытие новых, ещё не известных страниц истории края и города, организация творческого досуга детей, привлечение их к участию в конкурсах городского, школьного уровней.Развивающие: выявление и дальнейшее развитие интереса к истории Кузбасса, Прокопьевска, творческих способностей и навыков учащихся.Воспитательные: раскрыть сущность исторического развития Кузнецкого края. Рассчитана для учащихся 1-7-х классов и предусматривает работу по основным направлениям: Города Кузбасса. Первые заводы в Кузбассе Загадки Томского железоделательного завода.Из истории открытия каменного угля в Кузбассе.Рудник и рабочий поселок Прокопьевский Рождение Прокопьевского рудникаУгольные предприятия Прокопьевска.Первые шахты Прокопьевска. Город в годы Великой Отечественной войны. Эвакуированные предприятия в городеДостопримечательности родного города.Виртуальное путешествие по историческим и памятным местам города. Улицы микрорайона школы.Прокопьевск современный.В начальной школе - Мой первый исследовательский краеведческий проект.Я хочу создать краеведческий проект. Тайны Девонского периода. Групповой поход в район бывшего моря девонского периода, экскурсия, сбор коллекций.