Публикации "Организация каникулярного времени учащихся как средство социализации детей и подростков"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация каникулярного времени учащихся как средство социализации детей и подростков"
Автор: Блатко Ольга Владимировна

«Организация каникулярного времени учащихся как средство социализации детей и подростков»Блатко Ольга ВладимировнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6»,методист Каникулярный отдых – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6» имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В Центре детского творчества № 6 накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой деятельности во время каникул. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс.Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития личности ребенка во время каникул.Цель работы педагогического коллектива Центра детского творчества № 6 в каникулярное время – создание целостной системы каникулярного отдыха, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.Ожидаемые результаты:
  • расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия;
  • осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем;
  • реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений.
  • Анализируя практику деятельности ЦДТ № 6, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода следующие виды деятельности:
  • оздоровительная;
  • развлекательная;
  • игровая;
  • образовательная;
  • трудовая.
  • Организация каникулярного отдыха детей - один из важных аспектов образовательной деятельности Центра детского творчества № 6. Возможности учреждения способны удовлетворить самые разные запросы детей и их родителей: - углубленное знакомство с ценностями культуры;- техническое творчество; - труд по желанию и оплачиваемая работа;- декоративно-прикладное творчество; - художественное творчество; - спорт и физическая культура;- общение с природой и экологические знания;- общение по интересам, любительские занятия, игры. - досуг. В ходе своей работы педагогический коллектив решают следующие задачи:
  • создать систему познавательного, разнообразного, интересного и активного отдыха детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью неформального общения и участия во всех видах практической творческой деятельности;
  • укрепить физическое и психическое здоровье детей, используя разнообразные формы организации оздоровления.
  • В дни школьных каникул Центр детского творчества 6 работает в напряженном режиме с целью максимальной занятости детей и подростков досуговыми, спортивно-оздоровительными, культурно-просветительскими, экскурсионными мероприятиями. В учреждении разработана и действует циклограмма проведения каникулярного периода.В сферу организации деятельности в каникулярное время также включены многие учреждения социального комплекса: образовательные учреждения, библиотеки, кинотеатры, парки и т.д. Более 500 чел. (детей из различных социальных групп и взрослых) становятся участниками программы.В учреждении разработаны и проводятся в каникулярный период следующие мероприятия:
  • Реализация общеобразовательных программ.
  • Конкурсно-игровые программы в парке Винновская роща.
  • Участие в реализации городского проекта «Летний Венец».
  • Стационарный палаточный лагерь ЦДТ № 6 в с. Скугареевка.
  • Участие в реализации проекта «Экологическое благоустройство ООПТ Винновская роща».
  • Эколого-краеведческие экскурсии.
  • Городская учёба школьного актива (коммунарский сбор) «Мы – будущее России!»
  • Новогодние игровые программы.
  • Интерактивная познавательно-развлекательная программа «Гавань успеха» для детей с ОВЗ и их родителей.
  • Городская учёба школьного актива (коммунарский сбор) «Мы – будущее России!».
  • Городской слёт начинающих журналистов.
  • Интерактивная познавательно-развлекательная программа «Гавань успеха» для детей с ОВЗ и их родителей и др.
  • В организации каникулярного отдыха детей и подростков выделены 4 этапа:I этап - осенние каникулы Традиционной формой работы учреждения в осенние каникулы стало проведение городской учёбы школьного актива (коммунарский сбор) «Мы – будущее России!» Цель сборов: освоение старшеклассниками знаний и умений организации досуговой деятельности в образовательном учреждении, позитивного изменения их активности, проявление и поддержка подростковой инициативы в образовательных учреждениях.Добиваясь поставленной цели, педагоги Центра детского творчества № 6 разрабатывают и готовят учебные мастерские и мастер – классы, которые направлены на развитие творческих способностей и стимулирование активности учащейся молодёжи. Коммунарские сборы дают возможность участникам проявить собственные способности, открыть в себе новые грани, получить и систематизировать знания в области управления, работать в команде сверстников. Свои полученные знания применяют в школе.II этап - зимние каникулы В период зимних каникул также стали традиционными:- новогодние театрализованные представления для учащихся детских объединений ЦДТ № 6, детей с ОВЗ и детей из малообеспеченных семей.- мастер-классы педагогов дополнительного образования ЦДТ № 6 для учащихся образовательных организаций города Ульяновска;- концертно-игровые программы, в рамках городского проекта «Зимний Венец».III этап – весенние каникулыНа весенних каникулах проходит уже традиционный городской слёт начинающих журналистов.Слёт проводится в целях развития у учащихся творческого потенциала в области журналистики. В слёте принимают участия творческие команды учащихся 8-11 классов образовательных организаций города Ульяновска. В течение 2 дней ребята посещают учебные мастерские в первой половине дня, а после обеда, на основе полученных знаний, готовят и представляют то задание, которое было дано в начале дня. В программу слёта начинающих журналистов включены следующие мастер-классы:
  • Телевидение,
  • Интернет,
  • Радио,
  • Печать,
  • Медиацентр.
  • Ежегодно, во время подведения итогов, проводится анкетирование учащихся, где ребята имеют возможность отметить положительные и слабые моменты организации. Учитывая пожелания старшеклассников, вносятся изменения по усовершенствованию слёта.IV этап – летние каникулыЛетние каникулы занимают наиболее важное место в структуре каникулярного времени Центра детского творчества № 6 - и по продолжительности, и по оздоровительно-образовательному потенциалу.Особенностью работы в летний период 2014 года стала реализация проекта стационарный палаточный лагерь ЦДТ № 6 «Остров детства». Новизной данного проекта является комплексный подход в решении проблем организации оздоровления, отдыха и воспитания детей посредством организации деятельности в условиях палаточного лагеря. Стационарный палаточный лагерь ЦДТ №6 на сегодняшний день, не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию. В центре всех мероприятий ребёнок, его интересы, здоровье и безопасность.Система организации каникулярного отдыха детей и подростков Центра детского творчества № 6 отвечает реалиям сегодняшнего дня и выделяет приоритеты: развитие детей, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора для каждого ребенка. Ценность системы организации каникулярного отдыха детей и подростков ЦДТ № 6 состоит в том, что созданы условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их физического и психического здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Разнообразие деятельности педагогического коллектива позволяет организовать интересный и многоплановый отдых детей в каникулярный период.Дети и подростки приходят в Центр детского творчества № 6 потому что видят перспективу интересной жизни, возможность реализовать себя. Мы призваны организовать взаимодействие ребенка с миром, включить его в общение, в разнообразную значимую для него деятельность на основе выбора и осмысления происходящего.Литература
  • Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. - М., 1997.
  • Башлий Е.В. Игровая методика как одна из форм активных методов обучения. // Дополнительное образование. № 4, 2004.
  • Барканов С.В. Педагогическая проза о лете. // Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008.
  • Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  • Школьные Игры и Конкурсы. Приложение к газете «ПедСовет». М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2007.