Публикации
Чайковский. "Детский альбом".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Чайковский. "Детский альбом".
Автор: Калиуллина Светлана Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Чайковский. "Детский альбом".
Автор: Калиуллина Светлана Анатольевна
Цель: Знакомство с творчеством П.И.Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла «Детский альбом» Задачи:Воспитание у детей положительного отношения к творчеству великого русского композитора. Развитие у детей эмоционально – образного и ассоциативного восприятия музыки. Закрепление понятие жанр. Умение определять на слух следующие жанры: песня, танец, марш. Закреплять у детей сенсорное восприятие музыки: различать оркестровое и фортепианное исполнение музыки, звучание музыкальных инструментов. Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, фотоаппарат, местное Телевидение. Атрибуты: костюмы девочек и мальчиков эпохи 19 века (кивера, веера),стол , перо, чернильница, рукописи, куклы, деревянный солдатик –игрушка, канделябры, свечи, плед, камин. Зрительный ряд: ноты «Детского альбома», портрет П.И. Чайковского , рисунки ребят, фотографии композитора, его семьи.Ход занятия М.р.: Здравствуйте, уважаемые взрослые, гости и дети! Я рада вас видеть в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы собрались по случаю празднования дня рождения великого русского композитора П.И.Чайковского (портрет).Ему сегодня исполнилось бы 174 года.Он жил очень давно — более 100 лет назад, он написал столько музыкальных произведений, что его и в наше время помнят и ценят.К нам пришли гости - это преподаватели и ученики из ДШИ, чтобы рассказать о творчестве знаменитого русского композитора. Давайте мы с вами внимательно послушаем очень интересный рассказ о жизни этого композитора.Я предоставляю слово преподавателю по классу теория музыки Гареевой Раушание Рамзиловне (рассказывает интересные моменты из жизни композитора).М.р.: На эту музыку также поставлен одноименный м/ф, который вы смотрели дома. Мы прослушаем фрагмент , когда Щелкунчик рассказывает Маше,что его заколдовал злой мышиный король.Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик».(обсуждение с детьми услышанного)Гостья: (говорит, что сочинял музыку и детям, в частности известный «Детский альбом».)М.р : А сейчас в исполнении Амирова Ильдара (исполняет ученик Дши) прозвучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» , этот танец мы можем услышать и в «Детском альбоме». Обратите внимание на выставку ваших рисунков, где запечатлены ваши представления от этой музыки. Бом, бом, бом, бом! Открывается альбом. Не простой, а музыкальный, Сочиненный для ребят Много, много лет назад.М.р.: «Детский альбом» состоит из 24 муз. маленьких пьес, рассказывающих об одном прожитом дне маленького мальчика. Он был посвящен племяннику композитора, Вове Давыдову. К «Детскому альбому» были написаны стихи, но гораздо позже, уже нашим современником писателем Виктором Луниным. А откроет сегодня наш альбом стихотворение «Болезнь куклы» , его нам прочтет Самира (девочка –ребенок рассказывает стихотворение)Кукла Маша заболелаВрач сказал, что плохо делоМаше больно, Маше тяжкоНе поможешь ей бедняжкеНас покинет Маша вскореВот уж горе, так уж горе.М.р.: Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает. Эта пьеса прозвучит в исполнении преподавателя по классу фортепиано Чанышевой Светланы Николаевны.«Болезнь куклы» А какое настроение передает эта музыка? (ответы детей).М.р.: Но жизнь не стоит на месте и девочке Саше, так ее звали, дарят новую куклу. И она очень рада своей новой подружке. Стихотворение «Новая кукла» нам прочтет Гузель.Ах, мама, мама неужелиКуклу скоро привезутАх, мама, мама в самом деле Кукла скоро будет тутАх, где же куколка мояЕе хочу увидеть яАх, что? Уже? Тогда молюНу дай мне куколку моюАх, как она прекрасна мама Как я рада боже мой!Ах, кукла, кукла никогда мы Никогда мы не расстанемся с тобойТеперь тобой, теперь с тобойс тобой, с тобой, с тобой, с тобой. М.р.: Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. В «Детском альбоме» есть народные песни других стран. Одна из них - « Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку. Когда ее слушаешь, то в воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. «Неаполитанскую песенку» исполнит ученица 3 класса Фаррахова Азалия.«Неаполитанская песенка»(Дети определяют настроение пьесы)М.р.: Как известно, девочки любят играть в куклы, ну а мальчики в «войнушки». (Игрушка -солдатик деревянный) . А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Марш деревянных солдатиков нам прочтет Дима. Ать-два, ать-два.Левой –правойВдоль плетней, заборов и оградАть-два, ать-два.Левой –правойМарширует бравый наш отрядАть-два, ать-два.Левой –правойМы легко и весело идемАть-два, ать-два.Левой –правойПесню деревянную поемАть-два, ать-два.Левой –правойМарширует бравый наш отрядАть-два, ать-два.Левой –правойКомандир ведет нас на парадВот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. Музыка громкая, ритмичная. Это-марш. Давайте изобразим как маршируют солдатики.(Дети одевают солдатские шапки и маршируют).« Марш деревянных солдатиков» Ребята, а какие музыкальные инструменты вы услышали?М.р.: Следующая народная песенка –немецкая.Немецкая песенка танцевальная по характеру. Она похожа на старинный немецкий танец лендлер. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неповоротливо, с поклонами, притопами и кружениями. Ее исполнит Шарипова Эльвина, ученица 3 класса.«Немецкая песенка»Какое настроение передает эта музыка? (Легкая , светлая, воздушная)М.р.: Ребята, помните мы с вами слушали «Нянину сказку». Какую сказку рассказала няня?(недобрую, злую). Словно продолжением «Няниной сказки» вырастает ночной кошмар Баба –Яги. Стихотворение Баба –Яга расскажет Айгуль.Кто там? Кто там летит над землей?Чей там слышится хохот и вой?Это Баба –Яга, костяная ногаНад землей кружит, темный лес сторожитЭто Баба –Яга, костяная ногаЕй кружить под луной очень грустно однойПотому что она всю –то ночку без снаЗаунывно поет и из дома зовет всех она.М.р.: Ну а завершается сборник пьесой, которая называется «В церкви», пьеса основана на подлинной мелодии, которая звучит в церкви. Ее нам исполнит Чанышева С.Н. «В церкви»М.р.: Дети, вы молодцы, потому что правильно определили характер музыки каждой пьесы. Сегодня мы с вами посвятили занятие творчеству великого русского композитора П. И. Чайковского. Какие муз.произведения вам запомнились? Мы прослушали песенки, марши, танцы. А сейчас мы увидим танец, который был очень популярен в то время – это кадриль (в исполнении ребят , танец «кадриль»).«Кадриль»М.р.: Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского. Я надеюсь, что вы с удовольствием слушали музыку и она вам очень понравилась.Министерство образования и науки Республики БашкортостанОтдел образования муниципального района Янаульский районМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Родничок» г. ЯнаулКонспектнепосредственной образовательной деятельностив образовательной» области «Музыкав подготовительной группеТема: « 175 –летию П.И.Чайковского посвящается » Подготовила:музыкальный руководительКалиуллина Светлана Анатольевна