Публикации Особенности и специфика формирования межличностных отношений у детей с ТМНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности и специфика формирования межличностных отношений у детей с ТМНР
Автор: Маркина Татьяна Владимировна

Особенности и специфика формирования межличностных отношений у детей с ТМНРДети и подростки с ТМНР испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку или взрослому. В связи с вышесказанным, нравственное воспитание детей и подростков с ТМНР приобретает особую значимость. Один, из приготовленных классных часов, в сентябре я назвала так «Знают люди с детских лет, что такое – этикет»… и начала его словами : «А знаете ли вы — что это такое? Правила этикета– это волшебные правила, которые помогут вам стать воспитанными, вежливыми и дружелюбными людьми, сможете более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми людьми. Без труда научитесь, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…Ну что, Вы готовы учиться? Тогда за дело!» Я и не могла предположить, что один классный час превратится в долгосрочный проект - увлекательное путешествие в страну этикета длиною во весь учебный год. Всю неделю ребята с нетерпением ждали знакомства с новой темой, интересными историями, обучающими играми и тд. Чтобы поддержать интерес своих учеников и сделать воспитательный процесс целенаправленным и продуктивным поставила следующие задачи:
  • знакомство с элементарными правилами культуры поведения;
  • формирование умения видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
  • воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям.
  • Исходя из поставленных задач , разработала календарно-тематический план классных часов, согласно которому мои ученики, продвигаясь по образовательному маршрутупостепенно, осваивают всё более сложные темы. При этом, каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Содержание классных часов продумываю с учетом следующих дидактических принципов: индивидуального подхода, наглядности и доступности, доступной творческой активности, прочности знаний, умений и навыков.Первые встречи носили ознакомительно-обучающий характер, на которых познакомились с элементарными правилами и нормами поведения по следующим модулям «Речевой этикет», «Семейный этикет», «Столовый этикет», «Этикет отношений с окружающими», «Гостевой этикет», «Культура внешнего вида», «Поведение в общественных местах». Помощниками в изучении курса являются котята Этикет и Этикетка, которые сопровождают каждую встречу, знакомя детей с правилами поведения и на чужих, а также на своих ошибках, показывая, как надо себя вести. Готовясь к встрече, обязательно учитываю следующее обстоятельство, чтобы во всех ситуациях или историях правильного и красивого поведения, участники были названы именами детей класса. Приводя примеры негативного поведения, называю носителя такого поведения именем, которым не назван никто из детей класса. В ходе обучающих встреч обязательно предусмотрена смена видов деятельности, которая не позволяет ученикам утомляться, сюда включаются: рассматривание рисунков, формулирование правил, работа над текстами, выбор правильного ответа из нескольких предложенных, моделирование ситуаций, придумывание правил – наоборот, творческая работа с разрезным и изоматериалами. Ученики с нетерпением жду решение этических задач, в которых нужно найти или исправить этические ошибки. Например, «Паша первым вбежал в автобус, чтобы занять места себе и маме. Но свободным было только одно место. Он сел, чтобы никто другой не занял. Подошла мама. «Вот молодец», и поставила сыну на колени свою сумку. Теперь мама стояла налегке, а Паша держал сумку.» Как вы оцените ситуацию? И другие.Как мы знаем, прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой. Таким средством является повторение. Мне очень не хотелось начинать классные часы словами традиционного урока «Ребята, вспомните, что мы узнали на прошлой встрече…», поэтому у нас появилась «Дорога добра», в создании которой принимают активное участие сами ребята. Каждая новая станция – это новая тема беседы, новые знания, новые соответствующие сюжетные иллюстрации, в которых очень доступно и красочно представлен широчайший спектр действия поведенческих правил. Путешествуя по дороге, каждый ученик становится активным участником рассматриваемой истории и может в режиме реального времени оказаться как главным героем, так и участником смоделированной ситуации, посмотрев на себя со стороны, пережить соответствующий спектр эмоций и чувств, и стремиться поступать правильно, нравственно и красиво. А происходит это следующим образом, во время остановки, можно покинуть автобус и только по желанию самого ученика, занять место героев иллюстрации и проиграть предложенную историю. Все истории довожу до логического завершения, проговаривая какие чувства или какое состояние испытывают дети, хорошо это или плохо, что можно и нужно сделать, чтобы вернуться в автобус в хорошем настроении, как ребята будут поступать и какое поведение в какой ситуации является неприемлимым.Так как дети с ТМНР почти не воспринимают откровенные нравоучения, поэтому педагогические наставления нашла в сказках. Сказка-первое художественное произведение, позволяющее пережить ребенку чувство сопричастности горю и радости героев, возможность проанализировать их поведение и почувствовать себя учителем, способным дать некоторые советы по культуре поведения, тем самым в непринужденной форме поупражняться в закреплении пройденного материала. Сказки придумываю согласно теме занятия, оформляю их в виде понятной детям не перегруженной и только конкретной информацией по теме классного часа. Они представляют собой живую презентацию, где герой совершает не благовидные поступки, попадая не совсем приятные ситуации. Сказки строятся по четкому алгоритму, понятному детям. Например, в «Сказке о том, как мама о бельчонке заботилась», доступными словами, рассказывается о маме белке, которая трудилась целыми днями только для того, чтобы создать комфортные условия и найти самые лучшие вкусности для своего малыша. Но бельчонок был очень капризен и неблагодарен, постоянно требовал то орехов, то ягод, то шишек. Мама от усталости заболела и слегла. Далее даю детям возможность обсудить поведение бельчонка, с помощью наводящих вопросов предположить, кто виноват и кому нужно помочь советом? Почему именно КОМУ? В ходе рассуждений дети зачастую не замечают неблаговидное поведение героев – малышей, а обвиняют взрослых героев. Так, например, случилось и в разборе этой истории, где посоветовали маме не слушать бельчонка, и не нашли ничего странного в капризном, упрямом поведении малыша. Выяснив все-таки причину и виновника, с помощью наводящих вопросов начинаем искать выход. Все возможные варианты, так же продумываю заранее и оформляю в презентации, чтобы зафиксировать у детей связь между хорошим поступком и положительными изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Персонажи не безликие картинки, а обязательно выражают соответствующие эмоции, которые с интересом рассматриваются, обсуждаются и копируются детьми. Поэтому, важным атрибутом работы со сказкой является зеркало. Ученики, копируя каждую эмоцию, имеют возможность посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы не только о поступке со стороны нравственных и этических качеств, но и эстетических. Таким образом, некоторые дети в классе, которым доступны элементы самоконтроля, начали обращать внимание на эмоциональное состояние свое и одноклассников, пытаться связать его с конкретной произошедшей ситуацией и с помощью советов (которые в свою очередь обязательно корректируются мною) попытаться найти выход и скорректировать свое поведение. Заканчиваем данный этап работы обязательным возращением к зеркалу и фиксированием изменения настроения как самого участника данного процесса, так и эмоции обиженного одноклассника или учителя.И конечно же, отводим достаточное количество времени на классных часах – дидактическим играм, направленным на развитие способности воспринимать реальный мир, правильное поведение и общение в нем. Они стали надежными помощниками в обучении, так как каждый ученик, выполняя даже самые простейшие упражнения, не только технически отрабатывают приобретенные навыки в непринужденной ситуации, но еще и преодолевают неуверенность в себе. Не буду подробно останавливаться на этом моменте, так все педагоги владеют игровыми технологиями и умением подобрать и провести дидактические игры в контексте классного часа. Отмечу лишь, что к выбору игр отношусь не менее ответственно, доступность рассчитываю не на класс в целом, а конкретного ученика с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями, семейным и материальным положением.Многие занятия, например, по теме «Соблюдение этикета в общественных местах» предполагают их практическое проведение – поездка в транспорте, кинотеатра, кафе, музея и т.д. Я как учитель в этом случае, могу лишь дать теоретические знания правил этикета, и только родители смогут создать условия для реального подкрепления полученных детьми знаний. Поэтому проявляю заинтересованность в кропотливой и систематической совместной работе с родителями, убеждая в необходимости их собственного участия в этом процессе. Для выполнения домашних заданий, поручений, а также некоторых кратких зарисовок или записей во время классного часа, мы используем альбом под названием «Альбом этикета», который составляется в течение всего времени нашего обучения. Чтобы не допускать перегрузки учащихся домашними заданиями, соблюдаю главный принцип добровольность и творчество: рисунки, композиции, аппликации, составление рассказов, творческих отчетов о посещении рекомендованных мест. И, конечно, постоянное стремление к соблюдению правил этикетЯ рада, что в этом году в работе со своим классом разработала и реализую именно это направление, так как уверена, у детей с ТМНР просто необходимо воспитывать привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда они ещё не в состоянии понять глубину их общественного содержания. И пусть их поведение связано с копированием, подражанием, имеет налёт автоматизма, но это неизбежный этап процесса формирования нравственного облика личности, который в силу особенностей моих учеников длиться значительно дольше и преодолевается значительно труднее. Подводя итоги работы на сегодняшний день и час я могу отметить лишь незначительную положительную динамику. Но уверенность, что выбранное мною направление работы и мой дальнейший труд в решение этого вопроса даст в недалеком будущем благодатные плоды.