Публикации Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»
Автор: Усенко Ольга Александровна

Мастер-классдля педагогов«Детское экспериментирование –средство познавательного и творческогоразвития дошкольникав образовательном процессе ДОУ»Воспитатель: Усенко О.А.2021-2022уч.годмкр. ВынгапуровскийЦель мастер-класса:- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;- распространение педагогического опыта.Задачи мастер-класса:- повысить уровень профессиональной компетенции участников;- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность;-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.Практическая значимость:         Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет, насколько это интересное и увлекательное занятиеХод:Уважаемые коллеги. Мы очень рады нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.Все мы знаем, что дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, поэтому у них постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у них возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ.И перед нами тоже встали вопросы:-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?-Как, способствовать развитию творческого начала ребёнка?И вот совет:Экспериментировать с детьми, лучшего и нет.Пусть тот, кто ставит свои вопросыСам и находит на них ответы.     Одной из форм организации, в познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.  И сейчас мы предлагаем провести несколько экспериментов.1 опыт. Рисунки на воде.Для опыта понадобится: холодная вода, емкость с большой площадью поверхности, лак для ногтей нескольких цветов, зубочистка.1. Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности.2. Капаем лак для ногтей на поверхность воды.3. Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее.4. Зубочисткой рисуем рисунок.5. Опускаем в воду предмет, который хотим покрасить.     Итог: капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее, чем больше цветов и циклов тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную плёночку опускаем все, что хотим покрасить. Рисунок отпечатался!2 опыт. Лава – лампа.Для опыта понадобится: Подсолнечное масло, фруктовые соки, шипучие таблетки аспирина, сосуд.     Итог: наливаем в сосуд фруктовый сок до половины, доливаем подсолнечное масло и опускаем таблетку аспирина.  Сок и масло в бокале живут отдельно друг от друга.  Что же касается аспирина, то современные растворимые формы содержат в своем составе соду.  В кислой среде идет реакция с выделением углекислого газа, который, стремясь вверх, поднимает жидкость из нижнего слоя. Вот так получается эффект лава-лампы  3 опыт. Радужная соль. Для опыта понадобится: набор цветного мела, соль, сосуд, бумага.  Итог:1. Вам нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него 2-3 лож. соли.2. А теперь возьмите мел любого цвета и раскатайте его по соли. Немного нажимайте на мелок, что бы он отдал свой цвет соли. Цвет должен получиться насыщенным.3. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в стеклянную баночку. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте соль в емкость под углом, поворачивая банку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы слои соли не перемешать.4. Далее, опять насыпаем соль и повторяем эту процедуру с мелом другого цвета. Поочередность цветов выбирайте сами.Работа очень увлекательная и интересная, детей этот процесс увлекает настолько, что очень сложно с ними разговаривать, так они увлечены этой работой.Также, такой способ окрашивания соли, помогает снять внутреннее напряжение, как у ребенка, так и у взрослого человека.А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово соль.Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои разноцветные баночки, вы можете забрать на память.ЗаключениеРебёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.