Публикации РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Автор: Сазонова Ольга Николаевна

речевое РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ возрасте 4-5 лет в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Особенно радуют детские успехи в умственном и речевом развитии, усвоении родного языка.К пяти годам словарный запас превышает 2500 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. Речь становится сложнее, разнообразней, точнее и богаче по содержанию, появляться сложноподчинённые предложения, союзы и предлоги, обобщающие слова. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качества предметов.Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочу» вместо хотят, «красная» мяч - вместо «красный» мяч.Появляются абстрактные понятия, как счастье, нежность, справедливость, любовь, значение которых малыш хочет понять.Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Ребята активно вступают в разговор, могут участвовать в беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, который характеризуется сопереживанием героям, перенесением на себя события, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. В среднем дошкольном возрасте для понимания произведения ребенку уже не требуются иллюстрации, на пятом году жизни ребенок осмысленно воспринимает художественное произведение, легко устанавливает простые причинные связи.Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности. Необходимо заинтересовывать деток доступностью и увлекательностью материала, а также эмоционально положительной атмосферой занятия.Дети среднего дошкольного возраста инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы и поэтому нередко ошибаются. Они очень любят, когда взрослые их хвалят, и, наоборот, огорчаются от публичного порицания. Это обязывает воспитателей, родителей быть особенно терпеливыми и тактичными: проявлять доброжелательность и готовность прийти на помощь, искренне радоваться хорошему ответу, подбадривать ребенка в случае неудачи, с доверием относиться к детским фантазиям. Такое отношение взрослых вызывает у ребенка ответную доброжелательность и желание работать.Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной.Каждое новое слово, оборот речи педагог должен пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.Воспитателю следует широко употреблять в речи синонимы, антонимы, разнообразные формы вежливого обращения, конструкции с различной подчинительной связью и т.д., а также отмечать факты удачного использования их в речи детей, поясняя, что и почему его особенно порадовало.Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает окружение и конкретно семья. Необходимым условием развития речи ребенка является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка речь окружающих людей, подражая которой он постепенно овладевает родным языком.Взрослым нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. Речь не должна быть упрощенной. Каждое новое слово, фразу следует пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно. Воспитателям, а также родителям следует широко употреблять в речи синонимы, антонимы, разнообразные формы вежливого обращения, конструкции с различной подчинительной связью и т.д., а также отмечать и хвалить факты удачного использования их в речи детей. Не стоит забывать о важности ежедневного чтения художественной литературы и заучивания стихов, песен, скороговорок.