Публикации ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «Радуга красок»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «Радуга красок»
Автор: Григорьевская оксана Николаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ«Радуга красок» Возраст: (5 – 6 лет) (6 – 7 лет)( срок реализации – 2 года)Автор – составитель: Григорьевская О.Н.г. саратовСодержание
  • Пояснительная записка
  • направленность дополнительной общеразвивающей программы
  • новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
  • цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей
  • программы
  • сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы
  • формы и режим занятий
  • условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
  • планируемые результаты
  • способы определения результативности и формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
  • Нормативные правовые документы, регламентирующие образовательную
  • деятельность3. Календарный учебный график 4. Учебно – тематический план 1-гои 2-го года обучения5. Содержаниепрограммы 6. Методическое обеспечение реализации программы 7. Сотрудничество с семьёй8. Материально-техническое обеспечение реализации программы9. Список литературы и интернет – источниковПояснительная запискаНаправленность программы. В дошкольном возрасте устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Формируется точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Реализация данной программы способствует развитию у старших дошкольников эмоционально – эстетических чувств, художественного восприятия, навыков изобразительного и конструктивного творчества.Для этого вся образовательная деятельность построена таким образом, чтобы в итоге дети могли использовать полученные умения в изготовлении самостоятельного продукта.Этой цели служат все используемые техники и способы изготовления творческих работ в продуктивной деятельности. Новизна программы состоит в том, что дети углубленно  учатся разнообразным техникам в рисовании, в работе с самыми различными материалами.  Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  продукта по изо в рамках использования нетрадиционных техник.Настоящее творчество -  это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что  возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.Программа “Радуга красок ” – включает в себя занятия по рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.АктуальностьПрактика показывает: дети, которые занимались рисованием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с разнообразным изобразительным материалом. Этот вид деятельности подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Выполнение работ требует участие обеих рук, что дает возможностьориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз. Обучение показывает эффективность этого труда. К концу учебного года кисти пальцев становятсяболее ловкими, точными. Работа на занятиях положительносказывается на взаимоотношении между детьми –они помогаютдруг другу, дарят подарки, сделанные своими руками. Педагогическая целесообразность.Дошкольный период важный этап в жизни ребенка. С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети наиболее любознательны. В этом возрасте у детей продолжают развиваться образное мышление, восприятие, воображение, устойчивость внимания, совершенствуется речь. Так же появляются большой интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью. Занятия разного характера, связанные с рисованием, способствуют дифференцированному восприятию по созданию и преобразованию художественных образов, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей. Основным инструментом является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с различными материалами. Занятия по программе способствуют развитию у ребенка:- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;- разнообразие сенсорного опыта(чувство пластики, формы, материала, цвета);- умение планировать работу и доводить ее до конца;- богатое воображение;- формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.- способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.Занятия по программе позволяют дошкольнику укрепить свою индивидуальность, принадлежность к определенной системе позитивных  социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изобразить, причем так, что это доставляет радость и другим.Одна из интереснейших форм  стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников, куда приглашаются и родители воспитанников.Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.ЦЕЛЬ: Развивать у детей художественный вкус, фантазию, воображение и творчествоЗадачи программы Обучающие:
  • выработать у детей умение изображать объекты с помощью различных техник ( «тычкование», «граттаж», «оттиск», «набрызг», «рисование различными материалами», «монотипия», «кляксография», «пластилинография», «рисование по сырому»);
  • совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами: акварелью, гуашевыми красками, крупой, ватой, пряжей, песком, бумагой, восковыми мелками, кусочками меха, пуговицами;
  • научить детей работать по образцу и плану, предложенному воспитателем, самостоятельно анализировать полученный результат;
  • способствовать развитию умения свободно владеть кисточкой, пользоваться красками, аккуратно выполнять работу, доводить начатое дело до конца;
  • приобщать детей к составлению сюжетных и декоративных композиций;
  • формировать умение выполнять коллективные работы, воспитывать взаимопомощь.
  • Развивающие:
  • развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
  • формировать произвольное внимание, восприятие, воображение;
  • развивать образное мышление и воображение;
  • создать условия к саморазвитию дошкольников;
  • развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
  • Воспитательные:
  • воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям продуктивной деятельностью;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь.
  • Возраст детей участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Радуга красок» – старший дошкольный возраст 5 – 7 лет.Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Радуга красок» – 2 учебных года, 72 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю в течение календарного учебного года и в каникулярное время.Формы и режим занятий. Выбор форм и методов обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями дошкольников.Программа предполагает групповую форму занятий по 12 – 15 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны музыкальное сопровождение, стихи, загадки, дидактические игры.Условия реализации программы: Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПервый год обучения (5 – 6 лет).К концу года должны знать:- особенности работы в техниках «оттиск», «тычкование»;- название и назначение материалов – бумага, ткань, крупа;- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: кисточка для красок, палитра;- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. К концу года дети должны уметь:- изображать предметы в технике «оттиск», «тычкование»,«ниткография», «монотипия», «кляксография»;- работать с красками, бумагой, крупой;-выполнять изобразительные работы с помощью таких материалов, как: акварель, гуашевые краски, крупа, нитки, ватные диски и палочки, пряжа;- обозначать в речи названия способов изображения предметов;- ориентироваться на листе бумаги;- составлять сюжетные и декоративные композиции;- выполнять творческие задания.Второй год обучения ( 6 - 7 лет).К концу года должны знать:- особенности работы с техниками «граттаж», «набрызг», «пластилинография»;- название материалов, приспособлений;- правила безопасности труда при работе с кисточками, ножницами, клеем;- применение акварели, цветных карандашей, гуаши, восковых мелков, пластилина.К концу года дети должны уметь:- изображать предметы в технике «граттаж», «набрызг», «пластилинография», «рисование по сырому»;- работать с красками и кистью;- работать с различными изобразительными материалами;- выполнять изобразительные работы с помощью таких материалов, как: акварель, гуашевые краски, крупа, нитки, ткань, вата, кусочки меха, пряжа, песок, пуговицы, восковые мелки, пластилин;- обозначать в речи названия способов и приемов изображения предметов;- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;- работать в коллективе;- выполнять творческие задания.Освоение дополнительной образовательной программы «Радуга красок» не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение учебного года с помощью заполнения дневника педагогических наблюдений. Основным методом диагностики является метод наблюдения.Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
  • степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.
  • Диагностический инструментарий.По мере усвоения программы, в процессе диагностирования продуктивных навыков (в пределах изученных тем), отмечается уровень их сформированности, что позволяет выявить задатки и склонности, начальные знания и умения детей, полученные в результате обучения, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой: создание у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к продуктивной деятельности.Диагностика проводится на начало, середину и конец учебного года. При проверке уровня подготовки детей используются варианты творческих заданий уже известных детям. Очень важно, чтобы воспитанники не понимали, что педагог проверяет их знания, умения, навыки, наблюдает за мотивацией и поведением на занятии.В ходе диагностики осуществляется проверка:
  • мотивации детей;
  • навыков владения различными техниками изображения предметов;
  • навыков создания коллективных работ.
  • Каждый параметр оценивается по уровневой системе: «низкий», «средний», «высокий».Критерии оценки основных параметров дневника педагогических наблюдений.Интерес ребёнка к продуктивной деятельности: В – Ребёнок с удовольствием посещает занятия, активен, позитивно настроен.С – Ребёнок проявляет среднюю активность на занятии.Н – Ребёнок посещает занятия без интереса.Уровень коммуникативной культуры ребёнка:В – Ребёнок легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, ребенок открыт, спокоен.С – Ребёнок идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается свободно. Н – Ребенок сложно идет на контакт с ребятами, большую часть времени на занятии молчит, проявляет низкую активность Уровень владения навыками изображения и изготовления предметов в различныхтехниках:В – ребенок хорошо владеет навыками изображения предметов в разных техниках. Сам замечает ошибки и исправляет их.С- выполняет задания с незначительной помощью взрослого,допускает ошибки и исправляет спомощью педагога.Н - выполняет задание со значительной помощью взрослогоНОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,регламентирующие образовательную деятельность по дополнительной образовательной программе«Радуга красок»:
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября . № 1726-р).
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля . N . Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
  • ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИКУЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1-ый год обучения (5-6 лет)УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН2-ой год обучения (6-7 лет)СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫСодержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья воспитанников. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению поделок из разнообразных материалов, с помощью нетрадиционных техник. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления разнообразных изделий.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫОсобенностью работы по данной программе является ориентация на формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к рисованию в рамках нетрадиционных техник на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность представляемого детям художественного материала, понимание детьми всех техник рисования, активизация активного словарного запаса.Содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и психологических). Материал программы позволяет приобщить детей к изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник. Различные задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в освоении приемов рисования, заложенных в программе и максимально раскрыть творческий потенциал ребенка. Дошкольники обычно проявляют большой интерес к данному виду деятельности и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной критики. От педагога требуется большое терпение и готовность показать, объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно очень осторожно, так, чтобы это не привело к неуверенности в изображении. Атмосфера на занятиях должна быть только доброжелательная. Принципы обучения. Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на принципах:
  • комплексная реализация целей: продуктивная, развивающая, воспитывающая;
  • продуктивно-ориентированной направленности; 
  • дифференцированного и интегрированного обучения;
  • осознанного владения нетрадиционными техниками рисования;
  • активности;
  • наглядности.
  • Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми навыками рисования на элементарном уровне, как средством изображения.В процессе обучения детей рисованию в рамках нетрадиционных техник на раннем этапе согласно программе используются следующие методы: игровой, деятельностный, коммуникативный, наглядный, метод цикличности.Игровой метод – основной вид деятельности дошкольника, на занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, театрализованные игры. Деятельностный метод, позволяющий соотнести теоретический материал с практическими занятиями.Метод цикличности, т.е. возврата к пройденному материалу.Продуктивный метод в наибольшей степени соответствующий специфике нетрадиционного рисования как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача – овладение элементарными навыками и уменияминетрадиционного рисования. Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и изображения учебного материала в продуктивной деятельности детей..Структура занятий.
  • Объяснение задания: педагог сообщает детям чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу.
  • Процесс выполнения задания
  • Совместный анализ выполненной работы
  • Первая и третья части наиболее короткие по времени 2-5 минут в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно при новой задаче. Виды работы на занятиях с детьми. в детском саду, используются такие виды работы с детьми, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников: 1) работа над изображением и освоением различных техник рисования;2) работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры и сказки; 3) работа с картинкой: описание, детализация, сравнение; 4) драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес с использованием продуктов изображения;5)физкультминутки; 6) спокойные игры: загадки, кроссворды, лото; 7) творческие и сюжетно-дидактические игры;8) рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием изображения.9) работа с фланелеграфом; На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в процессе продуктивной деятельности педагога с детьми. Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по кабинету. На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
  • Яркая предметная и изобразительная наглядность.
  • Игровые ситуации.
  • Новизна впечатлений.
  • Эффекты неожиданностей.
  • Ситуации успешности, сомнения, юмористические.
  • Поощрения в разных видах.
  • Элементы соревнования.
  • Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями.
  • Любопытство, познавательный интерес.
  • Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа.
  • Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом.
  • Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
  • Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям,продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.     Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обученияСОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЁЙСемейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании.Семья и учреждение, в котором занимаются ребята - партнеры для более эффективной образовательной деятельности детей.Совместная работа родителей, педагога и воспитанников поможет решить важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства детей.Цель: Вовлечь родителей в процесс обучения, формировать у них позицию субъекта этого процесса.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДля материально-технического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы «Радуга красок» имеется:
  • комплект столов и стульев для дошкольников на 15 посадочных мест;
  • мольберты;
  • стол для педагога;
  • изобразительный материал (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, кисти, банки, тряпочки, палитры )
  • раздаточный материал (бросовый и природный )
  • магнитофон с комплектом аудиозаписей;
  • мультимедийное оборудование;
  • дидактические игры
  • игрушки (мягкие, тематические, перчаточные, пальчиковые).
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014
  • Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под ред. Р.Г.Казаковой – М: ТЦ «Сфера», 2007
  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –М.: «Цветной мир», 2011
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие) - М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с: ил.
  • Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. –– Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
  • Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Конспекты занятий. Образцы детских рисунков. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 64 c. - (Рисуем и познаем окружающий мир)