Публикации Ребёнок и природа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ребёнок и природа
Автор: Чумакова Елена Вячеславовна

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250 Красноармейского района Волгограда»(МОУ Детский сад № 250)400055, Россия, Волгоград, ул. им. Фадеева, 17Тел./факс 8 (8442) 62-79-77, Тел. 8 (8442) 62-52-94, E-mail: dou250@volgadmin.ruОКПО 46032940 ,ОГРН 1033401199248, ИНН/КПП 3448017186/344801001Конкурсные материалыРайонного конкурса на лучшую предметно-пространственную развивающую среду детского сада.Номинация: « Лучшая развивающая среда в группе раннего ,младшего и среднего дошкольного возраста». Тема «Ребёнок и природа.»Составили: Чумакова Елена Вячеславовна,Шубина Галина Николаевна,Воспитатели МОУ Детского сада №250 Красноармейского района города ВолгоградаВолгоград 2021На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в том числе в экологической неграмотности человека ,относящегося к окружающему миру потребительски.Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными. Вместе с тем , с одной стороны, теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного на представлении ,о единстве и взаимозависимости всего живого на Земле, с другой- практическая деятельность значительного большинства воспитателей по ознакомлению с окружающим миром до сих пор строится на основе традиционных принципов антропоцентризма.Так, до сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и не красивых, отмечаются негативные по отношению к какому-либо виду неправильные суждения.Воспитателям следует проводить четкое различие между средой природной естественной и средой антропогенной, созданной человеком. Изменение человеком среды обитания заставило объекты природы приспосабливаться к новым условиям. Что и повлекло за собой проявление свойств так называемых «вредителей». Именно поэтому человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни. Любая помощь природе должна быть продуманна, должна основываться на знании законов природы. Полностью усвоить это способен не каждый ребёнок. Однако, знакомя детей с подобной информацией, не следует добиваться того, чтобы они досконально разобрались в ней или смогли воспроизвести в деталях.Важно, чтобы дошкольник познакомился с такой информацией и научился руководствоваться простейшими природоохранительными правилами в своей деятельности. Именно дошкольный возраст является базой формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Любая программа предусматривает ознакомление для дошкольников с окружающим миром, неотъемлемыми частями которого является мир природы и среда созданная человеком.Особенное место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности.Интерес к природе у дошкольников проявляется: в стремлении познать природу, в чтении книг природе, в деятельности по защите природы, в изображении природы в картинках, рисунках, аппликации ¸лепке. В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанных с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействует и развитию увлечения, и успеху деятельности. В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступить проявления интеллектуальной активности, а также волевые проявления. Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу, фенологические наблюдения, использование элементов исследовательской работы, изучение загадочных явлений природы, деятельность по оказании помощи природе, чтение книг, и просмотр видеофильмов о природе, проведение бесед о природе. Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы.Как маленький ребенок открывает для себя мир природы.Развитие в маленьком гражданине высоких человеческих начал включает:
  • Стимулирование потребности познания окружающего мира.
  • Активизацию творческих способностей .
  • Передачу ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира, свойственной только человеку.
  • Формирование нравственно-эстетических норм человеческого поведения.
  • Становление в характере малыша таких черт, как совестливость, альтруизм, любовь к ближнему.
  • Обучение тому, как жить в ладу с природой не истребляя, не мучая, не убивая.
  • Ранний возраст- это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение.Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста- заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том , что и растения и животные- живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное , чувствуют боль как человек. Сломанная веточка плачет, срубленная ёлочка плачет и просит помощи. Малыш всё понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго. А если они эмоционально окрашены, то на всю жизнь.Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей. Если они активно воспринимают всё то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в ясельном возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке- зёрна и вода, морской свинке- трава и вода, а воробьям зимой- крошки хлеба.Камни, песок, вода круглогодично в группе раннего возраста. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В каждой группе есть центры воды и песка, где малыши проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы, не тонут в воде и почему,; из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал о оставляет яркий след в душе ребёнка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в младших группах детского сада.Принципы которые легли в основу работы: Охранять и укреплять здоровье детей, учить правильно взаимодействовать с природой. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности. Учить согласовывать своё поведение с факторами природной среды. Формировать экологические знания и представления. Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и не живой природе.Характеристика деятельности педагога: Изготовление картин в уголке природы по временам года. Поделки из природного материала на тему осени, зимы. Алгоритм исследования природы( схема). Настольный театр по сказке « Животные леса». Деятельность детей в созданной развивающей предметно- пространственной среде:Детские работы: лепка с использованием круп. Рисование осеннего дерева. Использование шапок-масок в играх. Пластилиновая композиция осенний лес. На прогулке трудовая деятельность « Уберём листочки с участка». « Покормим птичек». Разучивание стихотворений о природе. Просмотр настольного театра. Дидактические игры.Экология малышам(план).Задачи : Формировать устойчивое внимание и интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным , на основе развития ощущений и восприятия расширять пространственно- ориентировочные навыки.ОсеньЗнакомить с осенними явлениями в природе, учить одеваться по сезонам ( в играх с куклами). В календаре природы « Наши наблюдения» вместе с детьми находить карточки с изображением наблюдаемых объектов природы. Учить различать живые и не живые объекты природы; замечать красивые объекты и явления в природе. Учить различать и называть отдельные признаки объектов природы. Учить находить берёзу, ель. Знакомить со строением растений. Учить находить и показывать цветы на клумбе, картинках. Продолжать знакомить с овощами и фруктами. В уголке природы учить находить и показывать комнатные растения. Учить воспринимать растения как живые существа. Устанавливать связь между благополучным состоянием растений и хорошим уходом за ними. Привлекать к моделированию: находить на карточках листья, цветы и прикладывать их к изображениям стеблей растений; находить карточки с лейкой и показывать , как надо поливать растения.ЗимаВести наблюдения за сезонными природными явлениями. На улице можно кататься на санках, строить из снега горку. Продолжать наблюдения за птицами. В уголке природы продолжать работу поливать растения. На участке учить лепить снежную бабу, снежную горку.ВеснаНаблюдать за сезонными изменениями в природе .Обращать внимание на свойство воды. Из влажного песка можно лепить, а сухой рассыпается. На улице играть хорошо с султанчиками , вертушками. Они хорошо реагируют на ветер. Наблюдать за трудом взрослых на участке, воспитывать уважение к труду. Продолжать работать по моделированию объектов живой и не живой природы и условий, необходимых для жизни.ЛетоНаблюдать за сезонными изменениями. Закреплять знания о свойствах воды и песка. На участке учить узнавать различные цветы. Воспитывать заботливое отношение к растениям. Показывать овощи растущие на огороде, учить называть их форму и цвет. Наблюдать за птицами и насекомыми, жуками, птицами.Начинать экологическое воспитание следует с раннего возраста. Учитывая действенное мышление детей этого возраста , знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьётся интерес к живой и не живой природе: в доступной форме следует показать ребёнку, что всё в природе находится вопределенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы, приёмы, в том числе элементарную поисковую деятельность.Список используемой литературы
  • О.А. Соломенникова « Занятия по формированию элементарных экологических представлений».
  • К.Л. Печора « Дети раннего возраста».
  • Л.Н. Павлова « Развитие речи и мышления».
  • Журнал Д/В 2005 год.
  • Мир природы Издательство « Москва»