Публикации «Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»
Автор: Сапон Ольга Александровна

«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»Речь человека не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, служит показателем общего развития и усвоения.Исследования ученых (М.М. Кольцовой, Е.Н. Исениной, Л.В. Антаковой-Фоминой подтвердили связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Они доказали, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулом для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.Уделяя большое внимание речевому развитию дошкольников, одним из приоритетных направлений работы я выбрала развитие мелкой моторики рук детей, поскольку именно она является основой развития таких психических процессов как речь, внимание, память, восприятие, мышление. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаэто одна из актуальных проблем, поскольку механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Исследования показали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга, а двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. При помощи мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: - речь; - внимание; - мышление;- координация; - воображение;- наблюдательность; - зрительная и двигательная память.Кроме того, в ходе работы по развитию мелкой моторики дошкольников повышается общий тонус, создается хорошее эмоциональное настроение и снижается психоэмоциональное напряжение. Мы приучаем руку дошкольника к осознанным, точным, целенаправленным движениям, т.е. готовим руку к письму.В своей работе по развитию моторных навыков детей 4-5 лет я решила использовать именно игровую технологию, поскольку такая форма занятий позволяет в увлекательной форме, ненавязчиво, решать учебные задачи, развивать руку и, как следствие, развивать речь детей.А выбор и применение нестандартного оборудования, а также пособий, созданных своими руками, для развития мелкой моторики рук позволили мне повысить уровень заинтересованности детей, создать позитивный настрой и условия для развития воображения и творческой активности ребенка. Ведь новизна впечатлений и необычность всегда привлекают детей и служат прекрасным средством развития.Кроме того, у меня, как у педагога, есть возможность модификации или усложнения заданий по мере взросления детей.К игровым упражнениям с нестандартным оборудованием, которые я использую в своей деятельности с детьми 4-5 лет с целью их речевого развития посредством повышения уровня развития мелкой моторики рук, относятся следующие. Игры с пуговицами - способствуют развитию восприятия; создают условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов.Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус.Игры с крышками развивают сенсорные способности, координацию движений пальцев руки, усидчивость и терпение. Перечень игр с использованием крышек разнообразен и его можно расширять с учетом возрастных особенностей детей. Игры с резинками для волос позволяют, наряду с развитием мелкой моторики, развивать внимание, пространственную ориентировку, воображение.Особый интерес и яркий эмоциональный отклик у детей вызывают игры в «сухом» бассейне, например, с фасолью или макаронами. При этом происходит самомассаж кистей и пальцев рук, который способствует:- нормализации мышечного тонуса;- стимуляции тактильных ощущений;- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.Также большой интерес у детей вызывает задание по наполнению сосуда с узким горлышком, например, фасолью, используя для работы пинцет или щипцы.Использование такого нестандартного оборудования как «решетка для раковины» дает широкие возможности для создания игр по развитию мелкой моторики, развитию творчества и других навыков, необходимых дошкольнику.В ходе выполнения приемов самомассажа с использованием нетрадиционных предметов происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга детей, в следствии чего происходит стимулирование развития речи.Результатом моей работы по использованию нестандартного оборудования явилось создание «Волшебного куба», который можно использовать для развития мелкой моторики в течение всего дошкольного периода, усложняя и модифицируя задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.(Практическая работа детей с «Волшебным кубом» представлена в видеоролике)В заключении хотелось бы отметить, что, занимаясь вопросами развития мелкой моторики и речевого развития дошкольников, необходимо в первую очередь помнить о том, что эта деятельность должна носить системный и последовательный характер. То есть занятия должны проводиться регулярно и усложняться по мере освоения детьми тех или иных навыков. Очень важно соблюдать определенную последовательность формирования умений. Результативность опыта.Анализ использования в моей практической деятельности по речевому развитию дошкольников игровой технологии для развития мелкой моторики рук с применением нестандартного оборудования показал, что систематическая и планомерная работа по выбранному направлению эффективно помогает развивать мелкую моторику и благотворно влияет на развитие связной речи дошкольников, подводит их к успешному овладению письмом, формирует навыки учебной деятельности. Но необходимо учитывать, что представленная система работы с дошкольниками по речевому развитию через стимулирование моторных навыков – это не единственный фактор, способствующий развитию речи, это только одно из средств, помогающих ее развитию или корректировке. Речь ребенка необходимо развивать в комплексе, стимулируя ее в процессе общения, беседы, чтения, познавательной и творческой деятельности. Активное участие в речевом развитии ребенка должны принимать как педагоги и специалисты, так и родители.Используемая литература:1. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 495-497. — 2. Земляченко, М. В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников. // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 169-172. —3. Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук. //Дошкольная педагогика. 2009.- № 6. 4. Соковых С.В. Использование нетрадиционных приемов развитиямелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – No 3. – С. 63-67.5. Улатова Т. А. Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 180-183. — 6. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.