Публикации
«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»
Автор: Сапон Ольга Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»
Автор: Сапон Ольга Александровна
«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»Речь человека не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, служит показателем общего развития и усвоения.Исследования ученых (М.М. Кольцовой, Е.Н. Исениной, Л.В. Антаковой-Фоминой подтвердили связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Они доказали, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулом для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.Уделяя большое внимание речевому развитию дошкольников, одним из приоритетных направлений работы я выбрала развитие мелкой моторики рук детей, поскольку именно она является основой развития таких психических процессов как речь, внимание, память, восприятие, мышление. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, поскольку механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Исследования показали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга, а двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. При помощи мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: - речь; - внимание; - мышление;- координация; - воображение;- наблюдательность; - зрительная и двигательная память.Кроме того, в ходе работы по развитию мелкой моторики дошкольников повышается общий тонус, создается хорошее эмоциональное настроение и снижается психоэмоциональное напряжение. Мы приучаем руку дошкольника к осознанным, точным, целенаправленным движениям, т.е. готовим руку к письму.В своей работе по развитию моторных навыков детей 4-5 лет я решила использовать именно игровую технологию, поскольку такая форма занятий позволяет в увлекательной форме, ненавязчиво, решать учебные задачи, развивать руку и, как следствие, развивать речь детей.А выбор и применение нестандартного оборудования, а также пособий, созданных своими руками, для развития мелкой моторики рук позволили мне повысить уровень заинтересованности детей, создать позитивный настрой и условия для развития воображения и творческой активности ребенка. Ведь новизна впечатлений и необычность всегда привлекают детей и служат прекрасным средством развития.Кроме того, у меня, как у педагога, есть возможность модификации или усложнения заданий по мере взросления детей.К игровым упражнениям с нестандартным оборудованием, которые я использую в своей деятельности с детьми 4-5 лет с целью их речевого развития посредством повышения уровня развития мелкой моторики рук, относятся следующие. Игры с пуговицами - способствуют развитию восприятия; создают условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов.Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус.Игры с крышками развивают сенсорные способности, координацию движений пальцев руки, усидчивость и терпение. Перечень игр с использованием крышек разнообразен и его можно расширять с учетом возрастных особенностей детей. Игры с резинками для волос позволяют, наряду с развитием мелкой моторики, развивать внимание, пространственную ориентировку, воображение.Особый интерес и яркий эмоциональный отклик у детей вызывают игры в «сухом» бассейне, например, с фасолью или макаронами. При этом происходит самомассаж кистей и пальцев рук, который способствует:- нормализации мышечного тонуса;- стимуляции тактильных ощущений;- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.Также большой интерес у детей вызывает задание по наполнению сосуда с узким горлышком, например, фасолью, используя для работы пинцет или щипцы.Использование такого нестандартного оборудования как «решетка для раковины» дает широкие возможности для создания игр по развитию мелкой моторики, развитию творчества и других навыков, необходимых дошкольнику.В ходе выполнения приемов самомассажа с использованием нетрадиционных предметов происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга детей, в следствии чего происходит стимулирование развития речи.Результатом моей работы по использованию нестандартного оборудования явилось создание «Волшебного куба», который можно использовать для развития мелкой моторики в течение всего дошкольного периода, усложняя и модифицируя задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.(Практическая работа детей с «Волшебным кубом» представлена в видеоролике)В заключении хотелось бы отметить, что, занимаясь вопросами развития мелкой моторики и речевого развития дошкольников, необходимо в первую очередь помнить о том, что эта деятельность должна носить системный и последовательный характер. То есть занятия должны проводиться регулярно и усложняться по мере освоения детьми тех или иных навыков. Очень важно соблюдать определенную последовательность формирования умений. Результативность опыта.Анализ использования в моей практической деятельности по речевому развитию дошкольников игровой технологии для развития мелкой моторики рук с применением нестандартного оборудования показал, что систематическая и планомерная работа по выбранному направлению эффективно помогает развивать мелкую моторику и благотворно влияет на развитие связной речи дошкольников, подводит их к успешному овладению письмом, формирует навыки учебной деятельности. Но необходимо учитывать, что представленная система работы с дошкольниками по речевому развитию через стимулирование моторных навыков – это не единственный фактор, способствующий развитию речи, это только одно из средств, помогающих ее развитию или корректировке. Речь ребенка необходимо развивать в комплексе, стимулируя ее в процессе общения, беседы, чтения, познавательной и творческой деятельности. Активное участие в речевом развитии ребенка должны принимать как педагоги и специалисты, так и родители.Используемая литература:1. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 495-497. — 2. Земляченко, М. В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников. // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 169-172. —3. Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук. //Дошкольная педагогика. 2009.- № 6. 4. Соковых С.В. Использование нетрадиционных приемов развитиямелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – No 3. – С. 63-67.5. Улатова Т. А. Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 180-183. — 6. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.