Публикации Самоанализ по теме самообразования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самоанализ по теме самообразования
Автор: Грешнова Ольга Юрьевна

Самоанализ работы по самообразованию учителя Грешновой О.Ю.Тема самообразования: «Активизация и развитие познавательных интересов обучающихся с ОВЗ на уроках с использованием современных педагогических технологий».Цель: повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства учителя через внедрение на уроках идей современных педагогических технологий.Задачи:
  • Обеспечить специализированную помощь обучающимся с ОВЗ в освоении СИПР и создание комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • продолжить изучать и внедрять в практику образовательной деятельности инновационных форм и методов обучения с применением ИКТ;
  • продолжить создавать условия для повышения результативности обучения, воспитанности обучающихся, интенсификации их общего развития через проведение открытых уроков;
  • изучать литературу по теме: «Активизация и развитие познавательных интересов обучающихся с ОВЗ на уроках с использованием современных педагогических технологий»;
  • продолжить создание ЦОР, пополнять материалами персональную страничку на сайте школы и свой персональный сайт.
  • Развитие познавательной активности - одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос для педагога, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, т.к. у них часто отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность.. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.Поэтому учитель должен не только донести важную и полезную информацию до учащегося, но и уметь представить ее так, чтобы это привлекло внимание, заставило задуматься, было доступно для понимания ребенка, имеющего особенности в обучении. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов. А повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, повышение заинтересованности, использование многообразие педагогических приемов и методов, как традиционных, так и нетрадиционных, вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в активные виды деятельности.Для развития мотивационной сферы существует множество приемов. Эти приемы используются в зависимости от возраста ребят, учебного материала, индивидуальных особенностей учащихся. Разнообразные работы активизируют учебную деятельность школьников, воспитывая у них активность, самостоятельность мышления, умение применять знания в процессе обучения. Положительный эффект в обучении дают различные дидактические игры, творческие задания, практические работы, занимательные задачи…Я считаю, что большое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти в процессе восприятия материала;использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);дополнительные упражнения;оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус;, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся с ОВЗ.Работая над темой по самообразованию я продолжила ознакомление с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Информационно-теоретические и практические материалы на таких сайтах как: , , , , , . Система проведения качественных уроков требует постоянного совершенствования, в связи с чем посетила ряд уроков коллег в рамках проведения предметных недель, практических занятий. Во время проведения предметной недели классов «Особый ребенок» я показала открытый урок по предмету «Математические представления» по теме «Соотнесение количества предметов с числом, в пределах 8», в котором прослеживается тема самообразования. На всех этапах урока включались индивидуальные задания для развития познавательных процессов, повышения мотивации обучения. В течение 2020-2021 учебного года продолжила создание ЦОР, мультимедийные презентации, по предметам: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, человек, систематически использовала при проведении уроков электронные пособия. Имело место быть повышение уровня использования наглядностей на занятиях, повышение производительности и плотности урока. На уроках стремилась широко применять ИКТ-ресурсы для решения образовательных задач в условиях мультимедийного кабинета.Все это позволило мне создать условия для повышения результативности обучения школьников. На следующий 2021-2022 учебный год планирую продолжить по данной теме самообразования и определила следующие цели и задачи:-повышение результативности обучения обучающихся путем применения заданий, направленных на развитие творческих способностей;- продолжить изучать и внедрять в практику образовательной деятельности инновационных форм и методов обучения с применением ИКТ;- продолжить создавать условия для повышения результативности обучения, интенсификации их общего развития через проведение открытых уроков;-продолжить создание ЦОР;- принять участие в семинарах для учителей работающих с детьми с ОВЗ разного уровня по внедрению современных педагогических технологий;- продолжать распространять собственный педагогический опыт через публикации в СМИ.