Публикации Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте
Автор: Лебедикова Елена Александровна

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрастеИсследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать, что эффективность воспитательного взаимодействия, развития личности ребенка, проявлением им активности, самостоятельности, творчества, желания участвовать в деятельности, во многом зависит от особенностей общения педагога с детьми.Выделяются следующие стили общения:
  • Императивный (или авторитарный).
  • Либерально-попустительный (или антиавторитарный).
  • Демократический (или гуманно-сотруднический).
  • При авторитарном стиле общения, воспитатель стремится к единоличному руководству, все вопросы решает сам, навязывая детям свою позицию, устанавливает строгий контроль за выполнением предъявленных им требований, часто прибегает к методу наказания. Длительное общение с таким педагогом развивает у детей пассивность, неуверенность в себе, неосознанность действий.При антиавторитарном стиле общения, ребенок «диктует» свои желания взрослому, все его прихоти поощряются, что часто приводит к неуправляемости поведения детей, к чрезмерной их двигательной активности нравственной раскрепощенности, неумению понять и принять желания другого человека.Для демократического стиля, характерны широкий контакт воспитателя с детьми, проявления доверия и уважения к ребенку. Воспитанники педагога – демократа, значительно чаще проявляют стремление к творчеству, к оригинальности, активности, самостоятельности.Реализация программы «Детство возможна только на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы, сотрудничества в группе, демократический стиль общения воспитателя с детьми. Необходимо стремится к реализации принципа сотрудничества и партнерства. Нужно строить педагогический процесс так, чтобы цель воспитателя стала желанной целью и для ребенка. Вот некоторые действия, к которым можно прибегнуть для достижения желаемого.
  • «Провоцирующие к деятельности»
  • Воспитатель «забыл», как складывать бумажную игрушку; «ошибался» при составлении силуэта из набора геометрических фигур; «сомневается» в посильном задании для детей. Можно поразмышлять вслух о том, как лучше поступить в том или ином случае, посоветоваться с детьми.
  • Использование «постановки проблемных ситуаций», требующих для разрешения проблемы мыслительной активности дошкольников.
  • Соревновательный мотив с поощрением победителей.
  • Игру – соревнование лучше использовать при закреплении уже освоенного материала, когда у детей сформированы достаточные умения.
  • Мотив «взаимопомощи» стимулирует активность ребенка, проявление инициативы.
  • Также необходимо создавать условия для самостоятельного свободного выбора дидактических однозначных, но субъективно (для ребенка) разных материалов и задач, например, способы конструирования в игре «Танграм», выбирают из нескольких образцов понравившуюся картинку, сюжет. Использование выше перечисленных приемов, способствует развитию положительной мотивации деятельности, ребенок становится истинным субъектом деятельности.Для того чтобы успешно развивать творчество ребенка, необходимо в наибольшей степени подчеркнуть положительные моменты, отметить даже самые незначительные успехи ребенка, и тем самым усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности. Очень важно учитывать личностные особенности детей, осуществлять индивидуальный подход, что позволяет избежать многих ошибок, недоразумений, конфликтов. Очень хорошо, если дети будут взаимообучать друг друга, например, кто-то принес в группу бумажный тюльпан, ребенок хочет поделиться со сверстниками, рассказать и показать то новое, что еще не знают другие.Одним из условий развития детского творчества, является организация специальной обстановки, которая побуждала бы детей к самостоятельным действиям, способствовала повышения интереса к конструктивным играм, сотрудничеству между детьми. Для этого надо отвести специальное место, где можно разместить игры, картинки, альбомы, необходимые материалы и инструменты. Чтобы все это было доступно для детей в любое время. «Подогреть» интерес детей можно, сказав им что-то таинственным голосом или с удивлением, недоумением, да еще показав им какую-то посылку – бандероль или записку – просьбу.Такие игровые и сюрпризные моменты можно использовать на первых этапах освоения детьми конструктивных игр.Содружество воспитателя и ребенка позволяет, по выражению Шалвы Амонашвили, управлять обучением и воспитанием ребенка с позиции его интересов, скрывая при этом обучающую позицию взрослого. Только при таком стиле взаимодействия, дошкольник открывает для себя, со всей полнотой, радость новой идеи, нового решения проблемы, радость творчества.