Публикации
Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна
И.Е. Королькова Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речиДля организации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе календарно-тематического планирования учителя-логопеда нами был разработан план на период с ноября 2021 г по февраль 2022 г., включающий в себя различные коммуникативные игры и игровые коммуникативные ситуации. Предлагаемые игры представлены в таблице ниже.ТаблицаКалендарно-тематический план работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием коммуникативных ситуацийПредставим фрагменты некоторых занятий, учителя-логопеда. Во всех предложенных коммуникативных ситуациях при построении диалогов детьми были использованы шаблонные фразы речевого этикета, заранее выученные и отрепетированные.Так, в рамках группового логопедического занятия по теме «Фрукты» была использована дидактическая игра «Угощайся». Суть игры заключается в том, что дети разбивались по парам, и их задача была пригласить друг друга в гости. После учитель-логопед называла какой-либо фрукт, а ребенок должен был предложить своему другу сок из этого фрукта, образуя относительное прилагательное:Ребенок 1: - Привет! Я приглашаю тебя к себе в гости. Пойдем?Ребенок 2: - Здравствуй! Спасибо за приглашение. Конечно, пойдем.Ребенок 1: - Хочешь пить? У меня есть яблочный сок.Ребенок 2: - Да, давай. Спасибо.В ходе данной игры дети учились ориентироваться в ситуации общения и вступать в процесс общения (выражать приветствие, приглашение, благодарность).Во время группового логопедического занятия по теме «Овощи», была проведена сюжетно-ролевая игра «Магазин». Учитель-логопед предложила детям распределить роли (продавца, кассира, покупателей), в качестве товаров использовались овощи. Далее педагог объяснила детям, что при покупке овощей, «покупателю» нужно не просто сказать его название, а подобрать к нему как можно больше подходящих слов-особенностей (прилагательных, обозначающих форму, цвет, вкус), а «продавцу» необходимо уточнить желаемый товар.Вот как был построен диалог детей в процессе игры: Ребенок 1: - Здравствуйте! Дайте мне пожалуйста 3 красных, круглых, помидора.Ребенок 2: - Добрый день! Возьмите 3 красных, круглых помидора.Ребенок 1: - Спасибо! До свидания.Ребенок 2: - Всего хорошего! Приходите еще.Данная игра направлена на формирование умения организовывать процесс общения, согласовывать свои действия с потребностями партнера, а также дети разыгрывали заданную ситуацию с использованием форм речевого этикета и правил поведения в магазине.На логопедическом занятии по теме «Детский сад. Игрушки» была организована сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Между дошкольниками были распределены роли воспитателя и детей. Далее была разыгрына коммуникативная ситуация «Новая девочка». Задача детей заключалась в том, чтобы познакомиться с новой девочкой и рассказать, где какие игрушки лежат, используя предложения с простыми предлогами:Воспитатель: - Доброе утро, дети! В нашу группу пришла новая девочка. Ее зовут Даша.Ребенок 1: - Привет, Даша! Меня зовут Артем.Ребенок 2: - А меня зовут Настя. Давай вместе поиграем?Новая девочка: - Приятно познакомиться. Я с радостью.Ребенок 1: - Машинки лежат в шкафу.Ребенок 2: - Куклы стоят на полке. Новая девочка: - Пожалуйста, покажите, где лежат раскраски?Ребенок 1: - Они лежат за карандашами.В ходе этой игры дети учились ориентироваться в ситуации общения, выражать словами приветствие, приглашение, просьбу, проявлять навыки культурного поведения в детском саду.В процессе дидактической игры «Помоги собраться», проведенной на групповом занятии по лексической теме «Одежда», дети должны были помочь друг другу найти одежду, назвать ее и образовать относительное прилагательное (чью именно одежду):Ребенок 1: Я нашел Полинино платье. Возьми, Полина.Ребенок 2: Большое спасибо, Сережа. А я нашла Димины шорты.Ребенок 3: Спасибо за помощь, Полина.Данная игра способствовала формированию у детей умения организовывать процесс общения, помогать и поддерживать друг друга в процессе совместной деятельности.