Публикации статью "Инновационные технологии в речевом развитии дошкольника"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью "Инновационные технологии в речевом развитии дошкольника"
Автор: Безручкова Марина Николаевна

Кошкина Лилия Сергеевна, заведующийБезручкова Марина Николаевна, старший воспитатель МАДОУ детский сад № 56 г.Балаково Саратовской области Инновационные технологии в речевом развитии детей. АктуальностьВ настоящее время проблема падения интереса к книгам и чтению у детей приобретает особую актуальность. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя Книг обычных много, с текстом для чтения, с небольшими иллюстрациями, но читать дети ещё не умеют. Но есть для детей специальные книги с картинками - ВИММЕЛЬБУХИ.Виммельбух – это гениальная книга для развития ребенка. Для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать увлекательные истории. Из одной и той же иллюстрации можно выудить множество историй, причем у каждого «чтеца» они будут свои, неповторимые. Этот жанр очень быстро очаровал как детей, так и взрослых, за считанные годы став фаворитом многомиллионной аудитории.Польза виммельбухов
  • Виммельбух – не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, малыш легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» – услышите вы от маленького исследователя. Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас.
  • Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.
  • И конечно, книги-гляделки способствуют развитию внимания, концентрации, наблюдательности, памяти и усидчивости, что немаловажно для многих родителей. Большим достоинством виммельбуха является его способность увлечь даже очень активного ребенка.
  • Несколько интересных идей по изучению виммельбуха для развития ребенка:
  • находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
  • искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
  • составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
  • сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;
  • закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.
  • 2-3годаВиммельбух – не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, малыш легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. Примерно с 2-3 л. возраста дети начинают распознавать движение на картинках, узнавать в нарисованных предметах то, что уже видели в жизни. Поэтому им будут интересны люди и предметы в движении. Главная задача для малышей – выделять из общего движения какие-то знакомые предметы: ворону, кошку. Очень похоже на то, как маленькие дети ведут себя на улице. «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» – услышите вы от маленького исследователя . Легко и непринужденно вы познакомите его с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, деталями рыцарского замка и культурными особенностями других стран. Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас.Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.Например рассмотрим серию книг Доро Гёбель и Петера Кнорра: «За городом», «Однажды в городе», изд-во: Мелик-ПашаевЭти книги дают творческие знания, можно рассказать свою историю, очень полезны для развития речи, на занятиях по окружающему миру. Каждый раз эту книгу можно прочитать по новому, ребёнок тоже учится читать по - своему.От 3летДля деток старше 3 лет: выбираем один разворот, описываем место, время года, героев и происходящее на картинке; фокусируемся на определенном участке изображения, описываем ситуацию, каждому герою даем имя, наделяем его характером и придумываем свою историю; далее каждый участок одного разворота связываем между собой в историю; ищем похожих персонажей на каждом развороте и отслеживаем сюжетную линию. Можно попросить ребенка найти героя, животное, действие или рассказать самому о каком-либо эпизоде, малышей это очень увлекает.Серия «Первые книги малыша. Учим новые слова» изд-во: Улыбка:Где обитают животные: «На лугу», «В лесу», «На пруду». «Техника на ферме»«Мы строим дом. Техника строительства дома»Эти книги экономят место, уже с обложки начинается информация, красивые иллюстрации, по бокам животные, растения, насекомые и др.Серия по сезонам: автор Ротраут Сузанна Беренр, изд-во: Самокат.«Летняя книга», «Осенняя книга», «Зимняя книга», «Весенняя Книга»Серия по сезонам находилки-развивалки: автор: Бьянка Минте-Кёнинг, изд-во: Питер.«Осень», «Зима», «Весна», «Лето»В этих книгах дополнительные картинки: растения, животные. Здесь есть текст, они посложнее. Она более энциклопедическая - названия растений, цветов, которых можно встретить в определенный период года, идеи связанные с данным временем года.Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас. Развивают логику ребенка.Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.Способов чтения виммельбухов для детей от 3-х лет великое множество. Но! Если вы предложили ребёнку такую книгу, побудьте рядом. Подбрасывайте вопросы «почему, зачем», «а что будет потом, а что было до этого момента», «есть ли что-то необычное и что чувствует тот или иной герой рассказа». Пополнятся словарный запас, причем очень интенсивно. Учимся придумывать истории. На первом этапе это прослеживание сюжета по каждому персонажу, дальше – придумывание альтернативного финала и т.д.