Публикации Программа по географии обновлённого ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по географии обновлённого ФГОС
Автор: Малыгина Екатерина Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия города Сызрани городского округа Сызрань Самарской областиРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПредмет (курс): География. Класс: 5-9Количество часов по учебному плану 272 часа в год.Составлена в соответствии с Примерной рабочей программой по географии. Составитель: Е.А. Малыгина, учитель географии высшей категорииУчебники:Авторы: А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, Издательство «Просвещение». «Линия УМК География. Полярная звезда (5-9)». 5-6 класс. Авторы: А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, Издательство «Просвещение». «Линия УМК География. Полярная звезда (5-9)». 7 класс. Авторы: А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, Издательство «Просвещение». «Линия УМК География. Полярная звезда (5-9)». 8 класс. Авторы: А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, Издательство «Просвещение». «Линия УМК География. Полярная звезда (5-9)». 9 класс. СОДЕРЖАНИЕОбщая характеристика учебного предмета «География» 2Цели изучения учебного предмета «География» 3Место учебного предмета «География» в учебном плане 3Содержание учебного предмета «География» 4Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования 17Тематическое планирование 5 класс (34 часа) 296 класс (34 часа) 7 класс (68 часов) 8 класс (68 часов) 9 класс (68 часов) Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101), а также Примерной программы воспитания(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), с учётом Концепции преподавания географии в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. N Р-98), ООП ООО и учебного плана ГБОУ гимназии г. Сызрани. Пояснительная запискаПрограмма по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕВ системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».Учебным планом на изучение географии отводится  один час в неделю в 5 классе, всего - 34  часа.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
  • КЛАСС
  • РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИВведение. География — наука о планете ЗемляЧто изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений1. Древо географических наук.Практическая работа
  • Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных .
  • Тема 1. История географических открытийПредставления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.Практические работы
  • Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
  • Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
  • РАЗДЕЛ 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИТема 1. Планы местностиВиды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Азимут. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.Практические работы
  • Определение направлений и расстояний по плану местности.
  • Составление описания маршрута по плану местности.
  • Тема 2. Географические картыРазличия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.Практические работы
  • Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
  • Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
  • РАЗДЕЛ 3. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫЗемля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.Практическая работа
  • Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.
  • РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИТема 1. Литосфера — каменная оболочка ЗемлиЛитосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.Практическая работа
  • Описание горной системы или равнины по физической карте.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕПрактикум «Сезонные изменения в природе своей местности»Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.Практическая работа1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
  • КЛАСС
  • РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИТема 2. Гидросфера — водная оболочка ЗемлиГидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.Практические работы
  • Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
  • Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
  • Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
  • Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка ЗемлиВоздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.Погода и её показатели. Причины изменения погоды.Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.Практические работы
  • Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
  • Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.
  • Тема 4. Биосфера — оболочка жизниБиосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.Исследования и экологические проблемы.Практические работы
  • Характеристика растительности участка местности своего края.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕПриродно-территориальные комплексыВзаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.Практическая работа (выполняется на местности)
  • Характеристика локального природного комплекса по плану.
  • КЛАСС
  • РАЗДЕЛ 1. ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИТема 1. Географическая оболочкаГеографическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность — и их географические следствия. Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли.Практическая работа1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.Тема 2. Литосфера и рельеф ЗемлиИстория Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Полезные ископаемые.Практические работы
  • Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
  • Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте.
  • Тема 3. Атмосфера и климаты ЗемлиЗакономерности распределения температуры воздуха. Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер подстилающей поверхности и рельефа территории. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины. Карты климатических поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам года. Климатограмма как графическая форма отражения климатических особенностей территории.Практические работы1. Описание климата территории по климатической карте и климатограмме.Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферыМировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и холодные океанические течения. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Географические закономерности изменения солёности — зависимость от соотношения количества атмосферных осадков и испарения, опресняющего влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана.Практические работы1. Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков.
  • Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких источников географической информации.
  • РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕТема 1. Численность населенияЗаселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и плотность населения.Практические работы
  • Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам.
  • Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам.
  • Тема 2. Страны и народы мираНароды и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии. География мировых религий. Хозяйственная деятельность людей, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод.Практическая работа
  • Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
  • РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИКИ И СТРАНЫТема 1. Южные материкиАфрика. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Антарктида — уникальный материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в XX—XXI вв. Современные исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.Практические работы
  • Сравнение географического положения двух (любых) южных материков.
  • Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе
  • Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану.
  • Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим картам.
  • Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки.
  • Тема 2. Северные материкиСеверная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.Практические работы
  • Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
  • Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пляса.
  • Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких источников информации.
  • Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д.).
  • Тема 3. Взаимодействие природы и обществаВлияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.).Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты.Практическая работа
  • Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира в результате деятельности человека.
  • КЛАСС
  • РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИТема 1. История формирования и освоения территории РоссииИстория освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI— XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.Практическая работа1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.Тема 2. Географическое положение и границы РоссииГосударственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение России. Виды географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России.Тема 3. Время на территории РоссииРоссия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.Практическая работа1. Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон.Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование территорииФедеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток.Практическая работа1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения.РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА РОССИИТема 1. Природные условия и ресурсы РоссииПриродные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию.Практическая работа1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам.Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемыеОсновные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны.Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего края.Практические работы
  • Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.
  • Объяснение особенностей рельефа своего края.
  • Тема 3. Климат и климатические ресурсыФакторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения.Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Особенности климата своего края.Практические работы
  • Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.
  • Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны.
  • Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
  • Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсыМоря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.Практические работы
  • Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России.
  • Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.
  • Тема 5. Природно-хозяйственные зоныПочва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России.Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.Высотная поясность в горах на территории России.Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России.Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России.Практические работы
  • Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах.
  • Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации.
  • РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИТема 1. Численность населения РоссииДинамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России.Практическая работа1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона.Тема 2. Территориальные особенности размещения населения РоссииГеографические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская местность и современные тенденции сельского расселения.Тема 3. Народы и религии РоссииРоссия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.Практическая работа
  • Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ».
  • Тема 4. Половой и возрастной состав населения РоссииПоловой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России.Практическая работа1. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.Тема 5. Человеческий капитал РоссииПонятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия.Практическая работа
  • Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения.
  • КЛАСС
  • РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИТема 1. Общая характеристика хозяйства РоссииСостав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» как «геостратегические территории».Производственный капитал. Распределение производственного капитала по территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства.Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружаю-щую среду. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2035 года».Практические работы
  • Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
  • Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны.
  • Тема 3. Металлургический комплексСостав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чёрных и цветных металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей металлургического комплекса. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года».Тема 4. Машиностроительный комплексСостав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России. Основные положения документов, определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса.Практическая работа1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации.Тема 5. Химико-лесной комплексХимическая промышленностьСостав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года».Лесопромышленный комплексСостав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы.Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».Практическая работа1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды. «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК своего края.Практическая работа1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.Тема 7. Инфраструктурный комплексСостав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве.Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.Транспорт и охрана окружающей среды.Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края.Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект «Информационная инфраструктура».Практические работы
  • Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
  • Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
  • Тема 8. Обобщение знанийГосударственная политика как фактор размещения производства. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»: основные положения. Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства.Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.Практическая работа1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов.РАЗДЕЛ 5. РЕГИОНЫ РОССИИТема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) РоссииГеографические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.Практические работы
  • Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации.
  • Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
  • Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) РоссииГеографические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.Практическая работа1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным критериям.Тема 3. Обобщение знанийФедеральные и региональные целевые программы. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕРоссия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕАЭС.Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.Планируемые результаты1.Личностные результатыЛичностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:1.1. Гражданского воспитания:готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;представление о способах противодействия коррупции;готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).1.2. Патриотического воспитания:осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.1.3. Духовно-нравственного воспитания:ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.1.4. Эстетического воспитания:восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;стремление к самовыражению в разных видах искусства.1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:осознание ценности жизни;ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;умение принимать себя и других, не осуждая;умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.1.6. Трудового воспитания:установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;готовность адаптироваться в профессиональной среде;уважение к труду и результатам трудовой деятельности;осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 1.7. Экологического воспитания:ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.1.8. Ценности научного познания:ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:1) базовые логические действия:выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);2) базовые исследовательские действия:использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;3) работа с информацией:применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;эффективно запоминать и систематизировать информацию.Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:1) общение:воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;2) совместная деятельность:понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:1) самоорганизация:выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;делать выбор и брать ответственность за решение;2) самоконтроль:владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;оценивать соответствие результата цели и условиям;3) эмоциональный интеллект:различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;выявлять и анализировать причины эмоций;ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;регулировать способ выражения эмоций;4) принятие себя и других:осознанно относиться к другому человеку, его мнению;признавать свое право на ошибку и такое же право другого;принимать себя и других, не осуждая;открытость себе и другим;осознавать невозможность контролировать все вокруг.Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • КЛАСС
  • —Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
  • —выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интер- нет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
  • —различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;—описывать и сравнивать маршруты их путешествий;—находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;—определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;—использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;—применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «азимут», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;—различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
  • приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
  • объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
  • —устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;
  • описывать внутреннее строение Земли;
  • —различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;—различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;—различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;—показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;—различать горы и равнины;—классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;—называть причины землетрясений и вулканических извержений;
  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • —применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
  • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
  • —классифицировать острова по происхождению;—приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;—приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;—приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;—приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования и наличия полезных ископаемых в своей местности;—представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
  • КЛАСС
  • Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
  • —приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;—сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
  • различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
  • применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • —классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;—различать питание и режим рек;—сравнивать реки по заданным признакам;—различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;—устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;—приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;—называть причины образования цунами, приливов и отливов; —описывать состав, строение атмосферы;—определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;—объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
  • различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
  • —устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;—сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;—различать виды атмосферных осадков;—различать понятия «бризы» и «муссоны»;—различать понятия «погода» и «климат»;—различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
  • применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • —проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;—называть границы биосферы;—приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;—различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
  • объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
  • —сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;—применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;—сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;— приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.
  • КЛАСС
  • Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • —называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;—распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;—определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;—различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;—приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;—описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира;—выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации;—называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;—устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
  • классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;
  • —объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров;
  • применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • описывать климат территории по климатограмме;
  • объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;
  • формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации;
  • различать океанические течения;
  • сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников географической информации;
  • объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников географической информации;
  • характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • —различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;—сравнивать плотность населения различных территорий;
  • применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • —различать городские и сельские поселения;—приводить примеры крупнейших городов мира;—приводить примеры мировых и национальных религий;—проводить языковую классификацию народов;—различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;—определять страны по их существенным признакам;—сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов и отдельных стран;—объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;—использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;—выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • —интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • —распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению.
  • КЛАСС
  • —Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;—находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;—характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;—различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;— приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;—оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;—использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;—оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;—проводить классификацию природных ресурсов;
  • распознавать типы природопользования;
  • находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;
  • —находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;—сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;—объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;—использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;—называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;—объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;—применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;—применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • —описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
  • использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;
  • проводить классификацию типов климата и почв России;
  • распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
  • показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;
  • —приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;—приводить примеры рационального и нерационального природопользования;—приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;—выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;—приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;—сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;—различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края;—проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;—использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
  • — представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
  • КЛАСС
  • —Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;—представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;—находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практикоориентированных задач;—выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;— применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;
  • различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России;
  • классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;
  • —находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);—различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);
  • различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов;
  • различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
  • —различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;—показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;—использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности;
  • критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
  • —оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
  • —сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;—формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;
  • —характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.Тематическое планирование.