Публикации «Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность».
Автор: Городнова Наталья Петровна

«Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность».Городнова Наталья Петровна; воспитатель высшей квалификационной категории.Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа Отрадный Самарской области Детский сад № 15Актуальность.В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.В ФГОС ДО большого внимания уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка — дошкольника как один из факторов предпосылок к учебной деятельности.На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.В воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители.Проектно – исследовательская деятельность дошкольников включает в себя:- активизацию самостоятельной познавательной деятельности; -освоение окружающей действительности, всестороннее изучение ее; -творческие способности детей; умение наблюдать; умение слушать;-навыки обобщения и анализа; мышление; видение проблемы с разных сторон, комплексно; -воображение; внимание, память, речь.Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников.Цель: способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.Задачи:- развивать познавательный интерес к миру природы;- формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;- способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;- формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;- воспитывать бережное, гуманное, охранительное отношение к природе;- привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась ряда принципов:- принцип природосообразности, предусматривает организацию педагогического  процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;- принцип проблематизации, заключается в создании условий для постановки и решения проблем;- принцип опоры на ведущую деятельность, реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;- принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;- принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;- принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.История метода проектов дает понимание, что метод проектов — педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.В работе рекомендовано использовать методические рекомендации для воспитателей по составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой), которая предлагает следующие этапы разработки и проведения проекта: поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей; вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели); наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей); обсудить план с семьями; обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск); нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте; собрать информацию, материал (изучение Плана-схемы с детьми); провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта; перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей; организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом и т. п.; подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.                                      Реализуя проекты с детьми дошкольного возраста, лучше опираться на разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно — исследовательскую, продуктивную, трудовую, двигательную, чтение художественной литературы, коммуникативную.   Метод проектирования позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, позволить вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.Таким образом, в результате насыщенной и интересной работы у воспитанников сформированы начала экологической культуры, которые выразились:- в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; - в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;- потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;- в проявлении эстетических чувств, потребности самовыражения в творческой деятельности;- в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.