Публикации Социально-коммуникативное развитие в дошкольном образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социально-коммуникативное развитие в дошкольном образовании
Автор: Султанова Наталья Дмитриевна

Социально-коммуникативное развитие Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:- расширять круг знаемых мотивов человеческой деятельности.Для этого необходимо:
  • в процессе игры, на познавательных занятиях, экскурсиях по детскому саду расширять представления детей о целях человеческой деятельности (покупка продуктов и приготовление еды, стирка и уборка, строительство, лечение болезней и др.);
  • реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания традиционных видов деятельности взрослых;
  • - поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре; расширять поле знаемых и реализуемых в деятельности целей; способствовать осознанию ребёнком его собственных целей.Для этого необходимо:
  • в продуктивных видах деятельности создавать условия для самостоятельной постановки детьми целей, способствовать осознанию этих целей;
  • - формировать способность реализовать цепочку из двух-трёх соподчинённых целей.Для этого необходимо
  • предлагать детям задания и поручения, требующие выполнения нескольких последовательных действий;
  • - помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей. Для этого необходимо
  • учить детей пользоваться различными орудиями в продуктивной деятельности (кисть, карандаш);
  • - развивать у детей навыки самообслуживания.Для этого необходимо:
  • расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию, создавать условия для повышения её качества;
  • познакомить детей с ножом и вилкой и научить ими пользоваться;
  • завершить работу по обучению пользованию предметами личной гигиены (полотенце, расчёска, носовой платок, одежда);
  • - начать формировать способность к принятию критических замечаний относительно результатов собственной деятельности. Для этого необходимо
  • от лица игрового персонажа высказывать пожелания по усовершенствованию результата работы ребёнка, мотивируя просьбу потребностями этого персонажа;
  • - поддерживать стремление детей помогать по мере сил взрослым в их трудовой деятельности. Обеспечивать детей необходимыми, соответствующими их возрастным возможностям привлекательными орудиями труда.
  • Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
  • - продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы); - создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; - закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство); продолжать транслировать традиционную культуру (фольклор).
  • Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
  • - закладывать основу представления о себе: обогащать образ Я ребёнка представлениями о его прошлом и настоящем; - формировать способность различать отношение к себе и критику продуктов своей деятельности; - развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность. Для этого необходимо:
  • рассказывать каждому ребёнку о том, каким он был маленьким и каким стал теперь;
  • рассказывать детям об их реальных и возможных в будущем достижениях;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости;
  • в разных формах работы терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • не критиковать прямо результаты деятельности детей, а также их самих;
  • использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались продукты детской деятельности;
  • ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности ребёнка;
  • уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  • - содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками: формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками; предотвращать негативное поведение и знакомить со способами разрешения конфликтов; формировать представления о положительных и отрицательных действиях; вводить чёткие нормы жизни группы, запрещать прибегать к насилию для разрешения конфликтов, разрушать продукты деятельности других детей, пользоваться личными вещами других без их согласия; создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.Для этого необходимо:
  • поддерживать традицию коротко сообщать всей группе что-нибудь положительное о каждом ребёнке; привлекать детей к поочерёдному выполнению коротких привлекательных заданий;
  • устанавливать вместе с детьми причины конфликтов, привлекать детей к поиску их решения; помогать детям при столкновении их интересов по поводу игрушек;
  • формировать представления о положительных и отрицательных действиях;
  • организовывать коллективное одобрение/осуждение безличных, понятных детям хороших и плохих действий в форме игры, кукольного театра;
  • - формировать отношения со взрослыми из ближнего окружения: укреплять доверие и привязанность ко взрослому; развивать заинтересованность в нём как в партнёре по совместной деятельности, способном научить новым способам деятельности.Для этого необходимо:
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя заботу о всех детях и любовь к ним;
  • выражать радость при встрече с ребёнком, когда он приходит в группу;
  • использовать ласку и тёплые слова для выражения своего отношения к ребёнку;
  • проявлять деликатность и тактичность при выявлении нужд и потребностей ребёнка, помогать ему выйти из затруднительных и унижающих его достоинство ситуаций (изолировать его от других детей при смене грязного белья, подбодрить, успокоить);
  • обеспечивать всем детям равные возможности при использовании игрушек, оборудования, материалов;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • выступать партнёром и организовывать совместную трудовую, конструктивную, игровую деятельность с детьми индивидуально и по подгруппам;
  • - формировать отношение к окружающему миру: преодолевать проявления жестокости в отношении живых существ; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия; поддерживать познавательный интерес к миру.Для этого необходимо:
  • начать формировать индивидуальность в сфере познавательных интересов и предпочтений; показывать пример бережного отношения к природе, к другим людям;
  • упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим людям (проигрывание «проблем» игрушек, связанных с житейскими ситуациями и поведенческими проблемами);
  • ввести традицию «Исправляем — помогаем», проводить групповые мини-праздники с рукотворными предметами и материалами (мыльные пузыри, бумажные фантики и пр.);
  • вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними (наблюдения, экскурсии, прогулки); привлекать детей к уходу за растениями; проводить мини-праздники с природным материалом (шишками, водой, снегом, песком и пр.);
  • - формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы.По развитию игровой деятельности:
  • стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть побуждать в играх и повседневной жизни самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.);
  • развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу» и др.; играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов с 2-3 детьми, к которым испытывает симпатию, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и др. выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил ее, уложил спать и др.), используя соответствующие предметы и игрушки; в театрализованных и режиссерских играх последовательно отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности - мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.)