Публикации
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения
Автор: Рахматуллина Гульсина Валиулловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения
Автор: Рахматуллина Гульсина Валиулловна
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движенияДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫмладший и средний дошкольный возраст «СВЕТОФОР» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый) Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные), макет светофора. Ход игры: Ведущий раздает детям кружки разных цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цвета.«МОЙ ЗНАК»Игра проводится во время поездки на машине по городу. Цели: закрепить знания дорожных знаков; воспитывать внимание и память. Материал: фишки. Ход игры: Перед дальней поездкой дети распределяют, какие будут искать знаки (пешеходные переходы). Во время поездки называют увиденные знаки и получают за них фишки. Кто набрал больше фишек, тот и победил.«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Цели: закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления. Ход игры: Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась с изображением дорожного знака, участнику игры нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.«ЗАКОНЫ УЛИЦ И ДОРОГ» Цель: прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве. Материал: игровое поле, большие карты – 8 штук, фигурки людей и знаков. Ход игры: Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь». Игра помогает проверить знание правил дорожного движения.«ГОВОРЯЩИЕ ЗНАКИ» Цель: закрепить знание дорожных знаков, их классификацию. Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика. Ход игры: Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздает играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением. «ВЕРНО - НЕВЕРНО» Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения. Материал: игровое поле, знаки дорожного движения. Ход игры: Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.«МЫ – ПАССАЖИРЫ» Цель: уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него. Материал: картинки с дорожными ситуациями. Ход игры: Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступить в той или иной ситуации.«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный переезд без шлагбаума», «островок безопасности». Материл: дорожные знаки. Ход занятия: Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.«ЗНАЙ И ВЫПОЛНЯЙ ПРАВИЛА УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ» Цель: закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значение светофора. Материал: иллюстрации улиц города. Ход игры: Детям загадывается загадка про светофор, проводится обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ» Цели: закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности. Материал: разрезные картинки. Ход игры: На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступить.«ТЕРЕМОК» Цель: учить детей различать дорожные знаки для пешеходов и водителей (велосипедистов); закрепить умение детей классифицировать дорожные знаки по видам; воспитывать внимание. Материал: круг с прорезью, дорожные знаки. Ход игры: Воспитатель помещает круг со знаками так, чтобы в окошко был виден один знак. Дети называют знак и объясняют его назначение. Круг поворачивается, и в окошке появляются другие знаки.«ПЕШЕХОДЫ И ТРАНСПОРТ» Цель: закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах. Материал: кубик, игровое поле, фишки. Ход игры: На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.«ТРАНСПОРТ» Цель: закрепить знания детей о видах транспорта: воздушном, наземном, водном; дать знания о назначении транспорта. Материал: картинки с видами транспорта. Ход игры: Каждый ребенок берет себе картинку с изображением вида транспорта и рассказывает о нем. Другие дети дополняют.«СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Цели: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу. Материал: игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей. Ход игры: Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.«ГОВОРЯЩИЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ» Цель: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила движения, быть внимательными друг к другу. Материал: каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи. Ход игры: Перед каждым ребенком поле, каждому дается задание: проехать по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.ПАЗЛЫ «СОБЕРИ ЗНАК» Цель: развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание; закрепить знание дорожных знаков. Материал: разрезные большие знаки дорожного движения; образцы дорожных знаков. Ход игры: Ребенку предлагается по образцу собрать пазлы, на которых изображены дорожные знаки.«ПОМОЩЬ СПЕШИТ» Цель: закреплять у детей знания о специализированном транспорте и о том, как он помогает людям; знакомить с особенностями профессий людей, которые работают на специализированном транспорте. Материал: карточки с изображением различного специализированного транспорта и картинки с людьми, работающими на этих видах транспорта. Ход игры: Ребенку предлагается подобрать к каждой карточке со специализированным транспортом человека соответствующей профессии (скорая помощь и доктор…). «СОБЕРИ ТРАНСПОРТ» Цели: закреплять у детей знания о транспорте на дороге; развивать у детей образное мышление, наблюдательность, память; учить детей складывать по образцу транспорт; развивать мелкую моторику. Материал: карточки с транспортом различного вида, разрезной транспорт, соответствующий карточкам. Ход игры: Детям предлагается в соответствии с образцом собрать разрезной транспорт и рассказать о нем.«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР» Цель: закрепить знания детей о назначении трех сигналов светофора; развивать творческое мышление, восприятие, внимание; учить детей ассоциировать цвет светофора с эмоциональным состоянием (красный цвет сердится, а зеленый улыбается.) Материал: четырехсторонний светофор (с одной стороны светофор с тремя сигналами, а с другой стороны светофор без сигналов; с третьей стороны кармашек с сигналами светофора, с четвертой стороны картинки, изображающие глаза, рот, нос в эмоциональном состоянии радости и гнева. Ход игры: Ребенку предлагается посмотреть на светофор и запомнить, в каком порядке расположены сигналы, и затем по памяти должен правильно составить светофор; также ребенок может определить, какой цвет светофора ассоциируется у него с запретом, а какой с разрешением.«ДОРОЖНОЕ ЛОТО» Цель: развивать у детей наблюдательность на дороге; закреплять правила поведения на улицах города; учить детей анализировать ситуации на дороге. Материал: карточки с различными ситуациями на дороге, они должны подобрать необходимые атрибуты и дорожные знаки к дорожной ситуации. Ход игры: Детям предлагаются карточки с различными ситуациями на дороге, они должны подобрать необходимые атрибуты и дорожные знаки к дорожной ситуации.«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ПОВЕЗЕШЬ» Цель: познакомить детей с разновидностями транспорта и его назначением в жизни человека. Материал: большая грузовая и легковая машины, картинки на липучках с изображением людей, овощей, фруктов, дров, песка… Ход игры: Детям предлагается рассортировать картинки (что могут перевозить грузовая и легковая машины.)«ЧЬЯ ДОРОЖКА» Цели: закрепить у детей правила поведения на улице; учить находить дорожку для каждого участника дорожного движения. Материал: картинки с различным видом наземного транспорта, людьми и поле с различным видом дорог: тротуар, железная дорога, метро, проезжая часть. Ход игры: Детям предлагается расположить участников движения на нужной дорожке.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ(старший дошкольный возраст)«УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК?» Цели: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса. Ход игры: 1-й вариант. Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знаки этой группы. 2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает. 3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают этот знак по описанию.«СВЕТОФОР» Цель: ознакомить детей с правилами перехода (проезда) перекрестка, регулируемого светофором. Материал: красные, желтые, зеленые круги, машины, фигурки детей. Ход игры: Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машины и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (выбирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.«ВОДИТЕЛИ» Цели: учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию. Материал: несколько игровых полей, машина, игрушки. Ход игры: Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».«КТО ОТЛИЧНИК-ПЕШЕХОД?» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание. Материал: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле. Ход игры: Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.«ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНАХ» Цель: закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах. Материал: игровое поле, фишки. Ход игры: На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.«ПО ДОРОГЕ» Цель: закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память. Материал: картинки грузового, легкового транспорта, фишки. Ход игры: Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.) По дороге дети обращают внимание на машины, называя их и получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.«НАЙДИ НУЖНЫЙ ЗНАК» Цель: Продолжать закреплять знание дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения. Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изброжены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации. Ход игры: 1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или несколько видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки. 2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут у центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.«УЧИМ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ» Цель: продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: карточки большие и маленькие со знаками. Ход игры: Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выигрывает тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Цель: закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления. Ход игры: Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику игры нужно найти знак из этой группы а «общем банке». Выигрывает тот, то наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.вижутся по игровому полю при помощи кубика. ь с основнми дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать разв«ЗАКОНЫ УЛИЦ И ДОРОГ» Цель: прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве. Материал: игровое поле, большие карты – 8 штук, фигурки людей и знаков. Ход игры: Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будет». Игра помогает проверить знание правил дорожного движения.«ГОВОРЯЩИЕ ЗНАКИ» Цель: закрепить знание дорожных знаков, их классификацию. Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика. Ход игры: Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздает играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением.«АВТОШКОЛА №1» Цель: закрепить у детей знания правил перехода улиц, важности дорожных знаков. Материал: игровое поле, фишки, карточки со знаками. Ход игры: Игроки по очереди кидают кубик и двигаются по игровому полю, на желтом круге перед пешеходным переходом необходимо остановиться и передать ход другому участнику маршрута. Остановка нужна для того, чтобы пешеход мог сначала посмотреть, налево, а затем направо – не мешает ли транспорт переходить улицу. Тот, кто не остановился на желтом круге и сделал несколько шагов вперед, должен возвратиться на то место, откуда он начал последний ход.«ВЕРНО - НЕВЕРНО» Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения. Материал: игровое поле, знаки дорожного движения. Ход игры: Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.«МЫ – ПАССАЖИРЫ» Цель: уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него. Материал: картинки с дородными ситуациями. Ход игры: Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступить в той или иной ситуации.«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Цель: закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Материал: карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки. Ход игры: Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.«СВЕТОФОР И РЕГУЛИРОВЩИК» Цель: уточнить знания детей о работе сотрудника ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора. Материал: регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора. Ход игры: После объяснение воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный переезд без шлагбаума», «островок безопасности». Материал: дорожные знаки. Ход игры: Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.«ЗНАЙ И ВЫПОЛНЯЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Цель: закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значение светофора. Материал: иллюстрации улиц города. Ход игры: Детям загадывается загадка про светофор, проводится обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ» Цель: закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности. Материал: разрезные картинки. Ход игры: На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступить.«ПЕШЕХОДЫ И ТРАНСПОРТ» Цель: закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах. Материал: кубик, игровое поле, фишки. Ход игры: На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.«БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА» Цель: познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста. Материал: игровое поле, фишки, дорожные знаки. Ход игры: Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.«СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Цель: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу. Материал: игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей. Ход игры: Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.«ГОВОРЯЩИЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ» Цель: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила движения, быть внимательными друг к другу. Материал: каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи. Ход игры: Перед каждым ребенком поле, каждому дается задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.«РАЗРЕЗНЫЕ ЗНАКИ» Цель: развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер. Материал: разрезные знаки; образцы знаков. Ход игры: Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные картинки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.«ПОДБЕРИ ЗНАК» Цель: учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность. Материал: карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающиеся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.Ход игры: Перед каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.«Я - ГРАМОТНЫЙ ПЕШЕХОД» Цель: учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность. Материал: два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки. Ход игры: Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.«ДОРОЖНОЕ ЛОТО» Цель: закреплять у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Материал: карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки. Ход игры: Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.«НАЙДИ НУЖНЫЙ ЗНАК» Цель: закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге. Материал: картонный лист, на котором в углу изображена машина, а в другом углу человек; дорожные знаки на липучках. Ход игры: Ребенку предлагается поле, на котором в углах изображены машина, а в другом человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека.НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНАЯ ИГРА «ДОРОГА К БАБУШКЕ» Цель: развивать внимание, память, наблюдательность у детей дошкольного возраста; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.Материал: поле, на котором изображен путь к бабушке с различными дорожными знаками; фишки; кубик.Ход игры: 2-3 детям предлагают наперегонки добраться до домика бабушки, соблюдая при этом правила дорожного движения.«О ЧЕМ СИГНАЛИТ РЕГУЛИРОВЩИК» Цель: развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика; развивать у детей память, внимание. Материал: три карточки с различными изображениями регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора, на обратной стороне каждой карточки светофор без сигналов. Ход игры: Ребенку необходимо подобрать к каждой карточке с положением регулировщика сигнал светофора по памяти.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ«ВОРОБУШКИ И КОТ» Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый – прыгают на месте, на красный – замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся добычей «кота» - выбывают из игры.«САМЫЙ БЫСТРЫЙ» Каждый чертит себе круг (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – беги!» - дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три – в светофор беги!» - и сам старается занять какой-либо круг. Не успевший занять круг становится ведущим.«АВТОМОБИЛЬ» В коробке лежит разобранная модель автомобиля. По команде ведущего игроки начинают собирать модель. Выигрывает команда, первой собравшая автомобиль«К СВОИМ ФЛАЖКАМ» Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки. «НАРИСУЕМ ДОРОГУ» Рисуется на земле дорога. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличивают. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.«БЕГУЩИЙ СВЕТОФОР» Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся – выходит из игры. Побеждает самый внимательный. «УМЕЛЫЙ ПЕШЕХОД» На расстоянии параллельно друг другу кладутся шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке. Вариант 2. из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними . Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.«МЯЧ В КОРЗИНУ» В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтый, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.«БЕГИТЕ КО МНЕ» В комнате или на участке детского сада в одной стороне стоят стулья, на которых сидят дети. Ведущий предлагает детям: «Бегите ко мне». Когда дети подбегают, то вместе с ведущим ходят, гуляют спокойно. Затем ведущий говорит: «Бегите домой». Дети бегут к своим стульям. Для усложнения игры можно на стульчиках разместить листочки разного цвета (зеленого, желтого, красного) и дети, когда возвращаются обратно, садятся на тот листочек, который ему был дан изначально.«ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ» Птички (дети) «летают» по комнате, взмахивают руками (крыльями). Ведущий говорит: «Прилетели птички», птички-невелички, все летали, все летали, крыльями махали» дети в это время бегают и машут «крыльями»). «Так они летали, крыльями махали, на дорожку прилетали, зернышки клевали». (Дети присаживаются, постукивают пальцами по коленям.) Ведущий надевает на себя маску автомобиля и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит: «Тра-та-та, берегись, берегись, тра-та-та, берегись, посторонись». Дети бегут от автомобиля.«ТРАМВАЙ» Дети стоят в колонне парами. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны. У ведущего три флажка. Ведущий поднимает флажок зеленого цвета, и трамвай двигается, если ведущий поднимает флажок желтого или красного цвета, трамвай останавливается.«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ» Границы площадки очерчиваются. На одном конце площадки размещаются на стульчиках воробушки, на другом обозначается место для автомобиля – гараж. Ведущий говорит: «Воробушки, летите!» (Дети летают, резвятся.) раздается гудок, и появляется автомобиль. Воробушки должны вернуться в гнезда, а автомобиль делает круг и не подъезжает близко к домикам птичек, а затем едет в гараж.«СТОП» На расстоянии 10-15 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай! Смотри не зевай! Стоп!» При этих словах дети начинают двигаться по направлению к водящему, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся – выходит из игры. Побеждает самый внимательный.