Публикации Рисуем музыку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рисуем музыку
Автор: Минеева Анна Павловна

Проект :”Рисуем музыку”Актуальность:В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах, несвязанных звуках и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Цель проекта:Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей и педагога.Задачи: 1. Учить детей слушать и понимать музыку, определять характер музыки, ее настроение. 2. Учить детей воплощать музыку в рисунках, передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму. 3. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие, мышление, воображение и познавательную активность. Поощрять инициативу и самостоятельность. Предполагаемые итоги реализации проекта: 1) Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями. 2) Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения. 3) Умение словами рассказывать про услышанную музыку. 4) Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения. 5) Умение детей отражать свои впечатления в рисунке. С целью выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности, был проведен тест. Тест «Диагностика воображения и оригинальности детских рисунков". При проведении теста детям предлагалось дорисовать 6 фигур, представив, на что они могут быть похожи. У каждого был лист бумаги с изображением фигур и набор цветных карандашей. Тест проводился 2 раза в течение двух недель. В первый раз после объяснения задания дети рисовали без музыки. Во второй раз детям сначала предлагали послушать фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс цветов». После небольшого обсуждения музыки, дети приступали к рисованию, а музыка звучала фоном во время их работы. После подведения итогов, оказалось, что при проведении теста с музыкой: - дети использовали в работе все цветные карандаши, тогда как без музыки они рисовали преимущественно одним, наугад выбранным карандашом; - большинство детей объединяли разрозненные фигуры в общую картину; - чаще прорисовывали детали, добавляли новые элементы; - вслух делились впечатлениями от работы, комментировали нарисованное во время и после работы; - образы и предметы отличались оригинальностью, индивидуальностью, отражали настроение детей и удовлетворенность работой. В качестве критериев выбора музыкальных произведений, направленных на активизацию эмоциональной сферы и творческого воображения дошкольников в процессе изодеятельности, были выделены следующие: 1) выбирались произведения без слов – инструментальная и симфоническая музыка, чтобы внимание детей не акцентировалось на словах, и они больше чувствовали настроение музыки в мелодии, аккомпанементе, оркестровом и симфоническом многозвучии. 2) использовались произведения композиторов разных стран, с целью приобщить детей к всемирному золотому фонду классической музыки. 3) диапазон эпох начинается 17-м веком (А. Вивальди) и заканчивается 20-м веком (П. Масканьи), что способствует разностороннему развитию музыкального вкуса дошкольников и обогащению их эмоциональной сферы. 4) музыкальные произведения отбирались в соответствии с яркой образностью, художественностью и эмоциональной направленностью: от кукольно-игривых мажорных пьес (П. Чайковский, К. Дебюсси) до холодных, протяжных, грустно-минорных сюит (А. Вивальди, Ж. Оффенбах). 5) учитывалась доступность восприятию дошкольников инструментальных и симфонических произведений, в этом смысле важна адаптация музыки по сложности ладовой характеристики, гармоничности, мелодий. И, наконец, одним из критериев отбора стала личностная характеристика композиторов, их эмоционально-психическое состояние (например, не включены по этой причине произведения Л.В. Бетховена), с целью положительного воздействия на хрупкую детскую психику, позитивного восприятия детьми музыки, которая не должна угнетать и подавлять сознание ребенка. Исходя из перечисленных критериев, мною были отобраны музыкальные произведения для занятий.В процессе работы с детьми главной задачей стала необходимость научить детей не бояться оригинальности и неординарности в рисунке. Этого можно достигнуть путем ухода от точного копирования образа (прорисовка карандашом, а затем раскрашивание), использованием разнообразных способов и техник изображения (рисование по мокрой бумаге, нахождение образа в цветовом пятне. рисование палочками) комбинированием разных художественных средств и стилей изображения в одной работе.Конспект интегрированного занятия” Зима”.Цель: Познакомить с творчеством итальянского композитора Антонио Вивальди. Научить слушать музыку и понимать её, обогатить знания о музыки, способах изобразительной деятельности, закреплять умения, навыки рисовании. Материалы и оборудование: музыка А.Вивальди "Времена года" (Зима), кисти для рисования, ватные палочки, бумага, акварель, стаканчики с водой. Ход занятия .Муз.рук: Ребята, какое сейчас время года? Дети: Зима.Муз.рук: Правильно. А что происходит с природой зимой? Дети:(дают ответы) Муз.рук: Умнички, правильно. Всё это мы может увидеть. А ещё можно и услышать. Давайте мы сегодня послушаем красивую музыку композитора Антонио Лючио Вивальди - Зима. Но для начала разомнем наши пальчики специальной гимнастикой! Пальчиковая гимнастика “Снежок”.Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками Круглый, крепкий, Чертим руками круг Очень гладкий, Одной рукой гладим другую И совсем, совсем не сладкий.Грозим пальчиком Муз.рук: Итак, а сейчас мы будем сидеть и внимательно слушать музыку, хорошо? Дети: Да! Муз.рук: включает классическую музыку, а ребята внимательно слушают. Муз.рук: Какая красивая мелодия сейчас играла, правда? А какая она была? Дети дают свои варианты ответа, но Муз.рук. помогает (Быстрая/медленная, громкая/тихая, спокойная/быстрая и т. д.). Муз.рук: Молодцы ребята, а теперь давайте попробуем изобразить зиму на листе бумаги с помощью кисточки,палочек и красок. У каждого будет своя зима, такая как услышали и почувствовали. Муз.рук: А вы знаете, что цвета тоже передают настроение? Цвет-характер:Оранжевый-подвижная эмоциональная музыка.Красный- торжественная, бодрая.Зелёный- спокойная, мягкая.Синий- мечтательная. задумчивая.Желтый- солнечная,яркая, жизнерадостная.Голубой- воздушная,быстрая,подвижная.Фиолетовый- грустная, печальная,трагическая.Способы выражения музыки:Мелодия- плавная линия.Ритм- повторяющиеся рисунки.Тембр- яркость, насыщенность цвета.Гармония - количество цветов.Динамичность- расположение предметов далеко-близко.Регистр- величина объектов.Характер музыки- палитра цветов соответствующая настроению произведения.Муз.рук: заново включает музыку, а дети начинают её рисовать, как себе представляют. Муз.рук: Ну как, получилось? Какая красивая у нас у всех зима получилась! Правда? Дети: Да! Муз.рук: А вы знаете, что можно и с помощью движений передавать музыку! Хотите попробовать? Дети: Да! Муз.рук: Сейчас мы встаем, откладываем наши рисунки сохнуть и будем танцевать, но не просто танцевать, а слушать музыку и пытать передать её в движениях. Педагог включает сначала подвижную мелодию, а затем, чтоб детки успокоились – медленную. Конспект интегрированного занятия «Животные в музыке» Тема: Рисование слона под музыку Гедике. Цель: Развитие умения детей передавать свои эмоции от услышанного произведения, используя разные техники рисунка (подмалевка, губкой). Материалы: 1) Репродукции серии картин о слонах Фридрих Вильгельм Кунерт.2) Музыкальная композиция А.Ф. Гедике “На слонах в Индию”.3) Акварель, кисточки, кусочки поролона, вода в баночках, тряпочки для кисточек. Ход занятия На доске вывешены репродукции. Рабочие места детей готовы к уроку.Муз.рук: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Но для начала сделаем музыкальную разминку.Мы по лесу шли-шлиТам сугроб нашли-шли.Играют клавесами. Изображают ход.А в нём заинька сидел, выходить не хотел.Изображают ушки.Мы его позвали.Погремушки взяли.Играют в произвольной форме на погремушках.Мы по лесу шли-шлиНорку там нашли-шлиИграют клавесами. Изображают ход.Мышка там сиделаНа ребят глядела.Изображают очки.Мы её позваликолокольчик взяли.Играют в произвольной форме на колокольчиках.Муз.рук: Давайте отправимся в путешествие в теплые страны? Какие животные живут в теплых странах?(Варианты ответов детей) Муз.рук: Отгадайте загадку и сразу поймете о каком животном сегодня пойдет речь.Он трубит, но не трубач, Всеми признанный силач. Стоя спит под пальмой он. Догадались? Это....Муз.рук: Верно !Слон! Сделаем музыкальную. артикуляционную гимнастику для слона?У слоненка хобот длинный. у-у-уГубы в трубочку,издают звук у.Им можно что-нибудь достать. у-у-уГубы в трубочку,издают звук у.А хвостик маленький короткий .Высовывают кончик языка.Им можно только помахать.Двигают языком вправо- влево.Муз.рук: Слоны вдохновляли многих художников. Посмотрите на репродукции картин о слонах художника с необычным именем :Фредрих Вильгельм Кунерт. Какая из них вам больше понравилась? Муз.рук: Обратите внимание как художник изобразил природу. Скажите, а как мы рисуем слона? (варианты ответов)Муз.рук: Для начала работы нам необходим подмалевок. Что такое подмалевок? (задний фон, заготовка для прорисовывания переднего плана). Правильно! Но вы знаете, что художники для своих картин использовали краски, уголь, пастель и много еще какого материала, а вот композиторы… чем они писали «свои картины»? (нотами, красивыми переходами, приемами музыки). Да! И сейчас мы обратимся к творчеству русского композитора -Александру Федоровичу Гёдике .Вы с ним уже знакомились на занятиях по музыке и даже слушали его «На слонах в Индии». И вы описывали, что вы видели во время прослушивания, вы таким образом «описывали» картину, которая у вас предстала перед глазами. Значит у Александра Фёдоровича получилось нарисовать картину? (ответ детей) Муз.рук: И художники и композиторы «рисовали» картины, только художники – красками, а композиторы – нотами! Сейчас мы с вами будем слушать произведения Александра Фёдоровича Гёдике и рисовать. Дети выполняют поставленную задачу, слушая музыку. Муз.рук: А закончим мы нашу работу, используя уже знакомую вам губку. Для этого макаем край кусочка губки в гуашь желтого, красного и оранжевого цвета и легкими движениями нажатия рисуем. Дети заканчивают свои работы под звучание музыки. Муз.рук: Спасибо ребята, за вашу работу, вы сегодня с душой нарисовали свои картины и мы их развесим, таким образом нас получится выставка ваших работ!