Публикации Город в котором я живу

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Город в котором я живу
Автор: Татьяна Евгеньевна Кость

Тема: «Город, в котором мы живём». Виртуальная экскурсия.Цель: расширение знаний обучающихся о родном городе и его достопримечательностях.Задачи:1.Обучающие:--формирование интересов к малой Родине;- знакомство с историей города Энгельса, с его достопримечательностями, памятниками и улицами;-закрепление знаний о символике России, города Энгельса;2.Развивающие:-Расширить знания детей о родном городе;- систематизировать знания об истории города, его памятниках и о выдающихся людях , которые здесь жили.3.Воспитательные: -Вызвать интерес к своему городу, чувство гордости и восхищения его красотой-Воспитывать любовь к малой РодинеВозраст обучающихся: 7 - 10 лет.Форма проведения: виртуальная экскурсия.Методы обучения:1) Словесные методы (рассказ педагога, беседа, объяснение).2) Наглядные методы (просмотр видеоролика, демонстрация памятников, парков, флагов, гимна).3) Работа в группахОборудование и материалы: экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки,  слайды, аудио сопровождение. Ход занятия:1.Организационная часть.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами оправимся в путешествие, но не в простое, а в виртуальное. Послушайте стихотворение его и определите о чем пойдет речь, где мы сегодня будем путешествовать?2.Актуализация опорных знаний.Звучит негромкая, спокойная музыка и на экране слайд.Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном.Что мы Родиной зовём?Всё, что в сердце бережём,И под небом синим-синимФлаг России над Кремлём. (В.Степанов «Что мы Родиной зовем?»Уч-льак вы думаете о чем сегодня будет идти речь?Дети: О нашей родине.Уч-ль: Как называется страна в которой мы живем?Дети: Россия.Уч-ль:- Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!Уч-ль: Ребята, а что для вас означает слово Родина? Дети: (ответы…) Уч-ль: адыгейский поэт Жаке описал Родину так: Это цветы, что растут в нашем крае,Это заря, что горит не сгорая…Родина – это глаза твоей мамы,Полные слёз или в искорках смеха.Родина. Слова не знаю чудесней,В нём наши сказки и славные были,Дедов далёкие грустные песни,Те, что и мы до сих пор не забыли.Родина – это земля у порога,Где ты впервые узнал своё имя.Родина – это большая дорога,Та, по которой пойдёшь ты с другими.Учитель:- Конечно, слово Родина, включает в себя очень многое. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.Родину называют ещё отчизной или отечеством, а родной дом – «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной.Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо. -А сейчас попробуйте, и вы описать слово Родина.Игра «Составь ромашку»написать на предложенных лепестках ромашки прилагательные к слову Родина и соединить все лепестки в один цветок на магнитной доскеУчитель: Вот какая ромашка у нас получилась. Вот какие вы сказали о Родине прекрасные слова. А как называется наша Родина?Уч-ль: Да, ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле-России! У нашей страны красивое, звучное имя — Россия! Кто вспомнит о названии страны? Почему ее так назвали? Что оно обозначает?Дети: Россия - это место света или светлое место.Учитель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Давайте посмотрим на карту (слайд карты России).Уч-ль: Вот как много места занимает наша страна. Россия — наша Родина. Родина — это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. У каждой страны есть свои символы. Ребята, какие символы России вы знаете? Дети:   Гимн - это главная песня страны; Флаг нашей страны и Герб(слайды символики России).Учитель:  Скажите, а что обозначают цвета на  флаге России?Дети: (ответы…)Учитель: Да, верно, белый – отечество; синий – верность, вера; красный – отвага, битва.Учитель: Родину, как и мать, не выбирают. Она одна навсегда. Где бы не жил человек, где бы он не был, он будет вспоминать то место где он родился. Родина начинается с родины малой: с материнской колыбели, с отчего порога. У каждого своя малая родина. Наша родина - это наш родной город Энгельс (слайд с видами Энгельса).3.Сообщение темы и цели занятия.Учитель: Ребята, вы наверняка были с родителями во многих любимых жителями нашего города местах. У меня есть предложение поиграть в игру «Экскурсовод». Сейчас будут появляться знаменитые памятные места нашего города, а вы должны рассмотреть их и назвать те места, которые вы знаете, видели.Слайды: памятник быку-солевозу, парк Покорителей космоса, памятник Л.Кассилю, мост через Волгу и т.д.Учитель: Какие вы молодцы, столько знаете о своем родном городе! И все же давайте скажем, а какой наш город?Дети: красивый, зеленый, веселый,интересный и т. д.Выразительное чтение наизусть стихотворения Катерины Расс «Энгельс» О, Энгельс, край любимый и загадочный,Часами по твоим дорожкам бродим мы,Ты самый живописный, самый сказочный,И нет прекрасней нашей малой родины. Здесь Волги-матушки веселое журчаниеЗдесь каждый куст – пейзажа чудный штрих,Здесь слышно звезд волшебное звучание,Когда взошла луна и город стих.Учитель: Ребята, но ведь наш Энгельс не сразу был таким. Да и название у него раньше было другим. Кто-нибудь из вас знает, как назывался Энгельс раньше? Вот посмотрите и послушайте историю возникновения нашего города. (сопровождение слайдами)В окрестностях современного Энгельса люди обитали еще в доисторические времена. Наиболее ранние из исследуемых археологами курганов датируются II тысячелетием до н. э. Однако постоянных поселений в этих краях не было. С 1747 года через него проходил путь регулярных поставок соли, ведущий от разработок на соленом озере Эльтон. В  был учрежден Соляной комиссариат, а на месте будущего Энгельса заложили укрепленный пункт для складирования соли, который назвали «Саратовский луговой (земляной) городок». Опытные возчики и солеторговцы, издавна приспособившие для своих дальних странствий выносливых волов, были направлены в Поволжье императорским приказом, так как перевозка соли на лошадях оказалась проблематичной – животные не выдерживали тяжелых нагрузок и длительных переходов по степи. Украинское поселение с ярко выраженным национальным колоритом получило название «Покровская слобода» по имени первой выстроенной здесь церкви, освященной во имя Покрова Божией Матери. Чумаки перевозили сюда свои семьи, и к 1758 году в слободе уже проживало более 2000 человек. В честь Фридриха Энгельса, немецкого философа Покровск был переименован в город Энгельс. Этому событию предшествовало провозглашение города столицей АССР Немцев Поволжья в 1923 году. В военные годы город был важным тыловым пунктом, приютившим около 35 000 эвакуированных советских граждан. Здесь разместились и около 40 предприятий, перевезенных с оккупированных территорий страны. На обустроенной в Энгельсе военной базе формировались авиаотряды, стрелковые и танковые соединения.Учитель: Как и нашей большой общей Родины- России у Энгельса тоже есть свои символы: флаг и герб (демонстрация слайдов). Кто изображен на гербе? Учитель: А теперь пришло время нам прогуляться по городу.(физминутка)Мы по городу шагаем (выходят)То, что видим, называем (шагают на месте)Светофоры и машины, (показывают светофор, имитируют движение на автомобиле)Ярмарки и магазины (поворот туловища вправо-влево)Парки, улицы, мосты (хлопки в ладоши)И деревья, и кусты (поднять руки вверх, покачать).И высокие заводы (взмах обеими руками, встать на носочки)На тротуарах пешеходы (повороты головы вправо-влево),Люди шумною толпой (ходьба на месте),И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны).Учитель: А теперь проверим, знаете ли вы достопримечательности нашего города. И помогут мне в этом ребята. Они нарисовали памятники нашего города и примечательные места.Сообщения учащихся о достопримечательностях города:
  • Парк покорителей космоса одно из самых известных мест нашего города. Находится в 40 км от Энгельса на месте приземления первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 года Гагарин, совершив виток вокруг Земли, приземлился недалеко от села Смеловка Энгельсского района. Первое время на этом месте была памятная табличка, а позже установили памятник. Сейчас на месте приземления Гагарина открыт большой « Парк покорителей космоса» куда приезжают люди не только из нашей страны, но и со всего мира.
  • 2. Памятник легендарной летчице, Герою Советского Союза Марине Расковой установлен в Летном городке г. Энгельса. Скульптура стоит на постаменте перед зданием Гарнизонного дома офицеров, в котором в 1941 году проходило формирование женского авиаполка.Марина Раскова стала одной из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза .Во время войны по ее инициативе были сформированы женские авиационные полки. Служивших в этих полках враги называли "ночными ведьмами". В январе 1943-го сама Марина Раскова погибла в авиакатастрофе у саратовского села Михайловка. 3. К 101-ой годовщине со дня рождения всемирно известного детского писателя и журналиста Льва Кассиля 11 июля 2006 года на площади Свободы Энгельса был установлен памятник «Фантазёр». Автором идеи и скульптором памятника является почётный гражданин города Энгельса К. Матвеева. Лев Абрамович Кассиль – уроженец города Энгельса (ранее Покровская слобода) Саратовской области; в молодости – любимец покровской детворы, организатор кружков и редактор детского журнала. Талантливому прозаику принадлежит идея проведения «Книжных именин». Литературный праздник позже превратился в «Неделю детской книги», которая до сих пор ежегодно проходит во время школьных каникул.4. Саратовский автомобильный мост соединяет два города – Энгельс и Саратов, которые расположены на левом и правом берегу Волги. Саратовский мост стал самым длинным в Европе на момент его открытия. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Саратова. Визуально мост выглядит горбатым, так как на разных участках его высота различается. Пролеты, прилегающие к Саратову, предусмотрены для пропуска пароходов и высоких судов. На этих участках мост выше, а расстояние между опорами больше. Ближе к Энгельсской стороне высота Саратовского моста плавно снижается. Практически на середине расположился искусственно намытый Покровский остров – сегодня это городской пляж. С моста открывается великолепный вид на многие окрестности города.5.Итог занятия.Учитель: Вы сегодня узнали много интересного о своем городе.  А сейчас вставайте в круг. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Я начну, а ты продолжи». Я начну предложение, а вы его должны закончить.- Ребята, мы живем в стране под названием. (Россия). -Значит мы все…(россияне).- Столица России… (Москва)- Наш город называется сейчас ... (Энгельс)- А раньше наш город имел название…(Покровск)- Ребята, мы живем в городе. Значит мы… (горожане, городские жители)-Если мы живем в Энгельсе. Значит мы…(энгельситы)-Наш город стоит на реке. . . (Волга)- Наша школа расположена на улице… (Гагарина)- Я люблю свой город, потому что он ... (чистый, маленький, родной, красивый, любимый, уютный)Учитель: Какие вы молодцы, ребята! У нас получилось очень интересное путешествие. Наслаждаться не устануПесней жавороночка,Ни на что не променяюМилую стороночку!Теплый ветер принесетАромат смородины,Так чего дороже нет? —Нет дороже... (Родины)Учитель: Молодцы! Я хочу открыть вам один секрет: в мире много прекрасных мест, но лучшее то, где ты родился, где твой дом, и где живут твои родители.6. Рефлексия.Учитель: Ребята, я надеюсь, что это занятие вам понравилось?Давайте же друзья любить свой город! Ценить, беречь и украшать.И закончить наше занятие хотелось бы пословицей: «Родина начинается с семьи»Литература и источники:1.Хоружая С.В. Уголки родного края. Саратов.2008г.2.Source: 3.Источник: 4. Источник: , фото infopokrovsk.ru5.http://volgafoto.ru/6.https://wikiway.com/russia/engels/