Публикации
Особенности развития мышления детей дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития мышления детей дошкольного возраста
Автор: Шкута Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития мышления детей дошкольного возраста
Автор: Шкута Елена Анатольевна
Особенности развития мышления детей дошкольного возрастаМышление – это высший познавательный процесс. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Без способности мыслить человек не может полноценно развиваться и жить. Ведь каждый день даже в нашей повседневной жизни нам приходится решать множество задач, о которых мы даже не всегда задумываемся: чем накормить семью, если бюджет оставляет желать лучшего, как быстрее добраться до места назначения в условиях дефицита времени и т.д. Что говорить о работе, если она порой состоит из сплошных мыслительных операций, например у бухгалтера, конструктора, хирурга и т.д. Мышление человека начинает развиваться с самого раннего возраста. У 2-3-х летнего малыша активно развивается наглядно-действенное мышление. Он постигает свойства предметов, учится оперировать ими, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. Например, с помощью игры ребенок понимает, что большую матрешку невозможно поместить в маленькую, что для того, чтобы достать до выключателя нужно поставить стульчик, а чтобы тележка покатилась нужно взять веревочку за два конца или завязать ее и т.д. С давних времен, когда еще не было такого изобилия покупных игрушек, маленькие дети осваивали окружающий мир через действия с самыми разными предметами: играли с камешками, веточками, песком и т.д. изучая при этом их свойства: камешками можно разбить орех, воду можно налить в бутылочку и т.д. Помимо того, что формировалась база для дальнейшего развития мыслительных операций, эти действия давали мощный толчок для формирования активной речи. В настоящее время, к сожалению не все родители знают и понимают роль простых игр с бытовыми предметами типа кастрюлек или игр с матрешками и пирамидками, все больше приобщая малышей к планшетам и другим электронным приборам. И это тормозит полноценное развитие детей.К 4-м годам на основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий, например, использовать схематические изображения, картинки. Так, глядя на сюжетную картинку, ребенок может придумать историю, объяснить, что происходит и почему, т.е. делает умозаключения. Посмотрев на картинки, игрушки или предметы дошкольник может разложить их на группы по определенному признаку и подобрать обобщающие понятия (слайд). Проанализировав изображение, ребенок может выделить лишний предмет и объяснить свой выбор (слайд), подобрать картинку, подходящую по смыслу (слайд)К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, т.е. ребенок может обходиться без наглядной опоры, выполняя задания в уме. Например, дошкольник должен успешно решить такую логическую задачку: зайчик больше чем медведь, но меньше чем мышка. Кто самый большой? (мышка) Кто самый маленький? (медведь). Без хорошо сформированного словесно-логического мышления невозможно успешное обучение в школе.Практически все то, чем занимается ребенок до школы, а это игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение, развивают у него такие мыслительные операции как умение обобщать, сравнивать, выполнять классификации, устанавливать причинно-следственные связи между событиями, понимать взаимосвязи, способность рассуждать. Но для того чтобы мышление дошкольника развивалось должным образом с ним необходимо заниматься не только в детском саду, но и дома.Список использованных источниковНемов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Владос, 1994. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н.Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я.Головнева – СПб.: «Дельта», 1997. Интернет-источники: