Публикации Компенсирующее семейное воспитание детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компенсирующее семейное воспитание детей с ОВЗ
Автор: Крючкова Надежда Викторовна

Компенсирующее семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Законодательство нашей страны в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах получения образования. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Это одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Для достижения этой задачи педагог должен включать в коррекционные занятия всех, в том числе и детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к бозоценочному принятию ребенка таким, какой он есть, пониманию его ситуации. Уметь корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности, на которые можно опереться при педагогической работе. Диагноз и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала. При проведении коррекционно-развивающего обучения важно усивать и развивать индивидуальные способности и интересы ребенка, помогая ему осознавать свою самоценность, развить чувство самоуважения на ряду с реальным осознание своих трудностей и проблем. Совместно с родителями стимулировать умственное развитие ребенка, опираясь на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности. Постепенно, но систематически включать ребенка в оценивание своей работы. Учить ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, выполнять задания с проявлением творчества и изобретательности. Необходимо опираться на общие закономерности возрастного развития, создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности. Осуществлять коммуникативную направленность обучения. Строго индивидуализировать обучение. Всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности: ручной труд, аппликации, рисование, лепку и т. д. В коррекционной работе использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности - предметно-практическую, игровую, элементарно-трудовую, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития. Также необходимо соблюдать принцип ранней стимуляции психомоторного развития, создать условия для активного участия родителей и заменяющих их лиц в воспитании и обучении детей. Оказывать квалифицированную психотерапевтическую поддержку родителям. Помогать близким взрослым создать развивающую комфортную семейную среду для ребенка. Не только педагогам, но и родителям важно знать основы коррекционного воспитания и успешно его использовать в учебно-педагогическом процессе. Коррекционное воспитание предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений поведения и трудностей обучения, связанных с перенапряжением нервной системы ребенка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучение родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребенком в процессе его воспитания и обучения. Для этого разрабатывают специальные коррекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; коррекционного педагога и ребенка. До последнего времени многие дети с тяжелыми отклонениями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды, и родителям в основном рекомендовалось помещать их в учреждения социального обеспечения. Однако опыт работы с этими детьми показывает положительную роль ранней коррекционной работы с ними, особенно в тех случаях, когда активным участником этой работы становится мать, хорошо ориентированная в проблемах своего малыша. Эта работа особенно эффективна при раннем выявлении нарушений в развитии. Успех медико-коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушения в развитии, во многом зависит от правильного подхода к нему в семье. Особое внимание нужно обратить на роль правильно организованного эмоционально-развивающего взаимодействия матери с ребенком, а также на стимуляцию его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важно научить мать проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством по специально разработанной для каждого ребенка программе. Программа разрабатывается специалистом совместно с родителями с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений. До последнего времени большинство детей с нарушениями в умственном и физическом развитии, в частности дети с ДЦП, обучались в специальных учреждениях, сейчас многие родители стремятся обучать их в массовых общеобразовательных учреждениях. Для успешной организации учебного процесса учащихся с ДЦП учителю необходимы знания особенностей их психофизического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом и обусловленных характером основного заболевания. Педагогу важно понимать, почему возникло то или иное затруднение в обучении, на каком этапе и как оно отражается на усвоении программного материала. Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с ОВЗ к школьному обучению, по программе, соответствующей его возможностям и инклюзии его в общеобразовательную школу. У многих детей с ОВЗ трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда ребенок следит глазами за пальцем, который определяет последовательность букв, слогов, слов. В особой программе нуждается ребенок с множественными нарушениями в развитии. Такая программа разрабатывается несколькими специалистами, которые обучают мать и других взрослых членов семьи работе с ребенком. Крайне важно разработать методические рекомендации не только для родителей, но и воспитателей массового учреждения. Сочетание коррекционно-развивающей работы с правильно подобранными медицинскими мероприятиями способствует инклюзии ребенка с нарушениями и особенностями развития в среду нормативно развивающихся детей. При подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями важное значение имеет развитие моторики и подготовка руки к письму. У детей с особыми образовательными потребностями, особенно при ДЦП, часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради, читать с середины страницы. Степень выраженности указанных нарушений различна. Необходимо иметь в виду, что у незначительной части детей затруднения в усвоении программного материала зависят от имеющихся нарушений речи и особенностей их психической деятельности. При оценке устного ответа и чтения учитель должен учитывать речевые особенности ребенка и ни в коем случае не снижать отметки. У ребенка с ДЦП особое значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной установке головы и туловища по отношению к опорной поверхности, умению перемещать центр тяжести на опорную ногу и равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развивать у ребенка опорность стоп и шаговое движение в различных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя. Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой, при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия, с этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся вперед утяжеленный стул, коляску с грузом. Педагогу следует обратить особое внимание на таких детей, так как они нуждаются в особой коррекционной работе. Только своевременная помощь этим детям учителя, психолога и родителей может помочь их успешной инклюзии в общеобразовательную школу. Одним из путей совместного обучения нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями могут быть специальные дошкольные группы и классы при массовых детских садах и школах, в которых проводится дифференцированная инклюзия. Она может быть комбинированной: ребенок обучается в классе здоровых детей, получая при этом адекватную систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога специального класса.Также существует другой вид помощи таким детям - частичная инклюзия - когда отдельные дети проводят часть дня в обычных группах или классах. Инклюзия может носить временный характер, когда дети специальных и массовых групп объединяются для проведения различных мероприятий, в том числе и отдельных занятий. При полной инклюзии дети с особыми образовательными потребностями могут вливаться в обычное массовое учреждение. При этом особо важное значение имеет коррекционная помощь учителя-дефектолога специального класса. Важное значение имеет определение статуса инклюзивного ребенка с возможностью оказания ему в нужном объеме коррекционной помощи. Большое значение имеет подготовка общества к принятию ребенка с ограниченными возможностями. Инклюзию детей в общество здоровых сверстников следует осуществлять как можно раньше.