Публикации Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников на уроках математики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников на уроках математики
Автор: Кулявцева Анастасия Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХУЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХМАТЕМАТИКИСовременные тенденции развития общества предъявляют к сфере образования новые требования, определяющие главную цель современной школы - развитие системы универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. Для реализации этой цели был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.Психолого-педагогические основы возникновения понятия «универсальные учебные действия» понимались в теориях различных авторов по разному: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность. социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (ФГОС); умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (А.Г. Асмолов).Приоритетное значение, на наш взгляд, среди универсальных учебных действий имеют регулятивные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.Сущность понятия «регулятивных универсальных учебных действий» представлена в литературных источниках с разных позиций: обще учебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование н анализ собственной учебной деятельности учащимися (С.Г. Воровщиков): способность ученика строить учебно¬познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) (ФГОС ООО). П.Я. Гальперин говорил о том. что развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения школьника. Это обеспечивает возможность осуществлять контроль, коррекцию, а главное, планирование деятельности.Изучение и анализ литературы по проблеме формирования регулятивных УУД школьников позволяет прийти к выводу о том. что на сегодняшний день недостаточно глубоко исследованы педагогические средства поэтапного формирования регулятивных универсальных учебных действий, не выявлены условия, определяющие успешность этого процесса, проблемным остается вопрос о диагностике уровня формирования регулятивных универсальных учебных действий.Неразработанность методического обеспечения процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий негативно сказывается на уровне его организации н результатах образования школьников.Проблема развития личности через формирование универсальных учебных действий является основной в образовательном н воспитательном процессе с позиций ФГОС нового поколения.Согласно классификации УУД А.Г. Асмолова выделено четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.Анализ литературы показал, что развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря каждому виду универсальных учебных действий. Таким образом, личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, и умение выделить нравственный аспект поведения).