Публикации Методическая разработка урока русского языка по теме «Особенности проверяемых и проверочных слов»» в 3 классе по УМК «Школа России»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока русского языка по теме «Особенности проверяемых и проверочных слов»» в 3 классе по УМК «Школа России»
Автор: Черноморова Людмила Юрьевна

Методическая разработка урока русского языка по теме «Особенности проверяемых и проверочных слов»» в 3 классе по УМК «Школа России»Учитель начальных классов: Черноморова Людмила Юрьевна МБОУ СОШ №8 пос. Комсомольский, Гулькевичский район, Краснодарский крайТема: « Особенности проверяемых и проверочных слов».Цель: Создать условия для ознакомления с понятиями проверяемое слово и проверочное слово; способствовать формированию умения подбирать проверочное слово для обозначения буквой безударного звука в корне.Тип урока: Решение учебной задачиПланируемые предметные результаты: овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умениями использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.Личностные результаты: Проявляют познавательный интерес и ученые мотивы.Универсальные учебные действия:Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.Познавательныеобщеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, анализ.Коммуникативные: умеют задавать вопросыХод урокаОднажды произошла такая история.Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт».Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.Почему так получилось?Правильно пишется «с мячом». В этом слове есть опасное место. Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук, надо подобрать проверочное слово.Для этого поставим этот гласный под ударение. Поверочное слово - мяч.Давайте поможем Диме и Коле разобраться в этом правиле. Пускай они будут нашими гостями.Слушают учителяПроявляют эмоциональную отзывчивостьПостановка темы и цели урокаИсходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока «Проверяемые и проверочные слова».)- Какие цели поставите перед собой? (Научиться различать проверочные и проверяемые слова, подбирать проверочные слова .)В течение урока будем отвечать на вопросы:ЧтоГдеКак надо проверять?ЧемОпределяют тему и цели урокаАктуализация знанийВспомните! Гласный звук в ударном слоге слышится ясно и чётко и называется ~ ударным. Например, горы, стены.Гласный звук без ударения в безударном слоге называется безударным. Он слышится не так чётко и ясно,поэтому его надо проверять. Например, моря – море, врачи – врач.Мы под ударением пишемБез сомненья то, что слышим.Если ж звук без ударенья –Вызывает он сомненье.Слуху вы не доверяйте –Удареньем проверяйте!Например,На берегу растёт сосна,А рядом с нею сосны~Горит прекрасная звезда,А рядом с нею звёзды.Слова сосна и звезда являются проверяемыми словами. В них нам надо проверить написание букв о и е,обозначающих безударные гласные звуки.Например, в слове сосна без ударения мы слышим звук [а].Чтобы узнать, какую букву писатьа или о, мы подбираем слово для проверки.Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква о обозначает ударный гласный звук: ~сосны.Для слова звезда проверочным является слово звёзды.Обратите вниманиев некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой епроверяетсясловом с буквой ё.В проверочном и проверяемых словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.Запишите пары этих слов. Поставьте ударение и подчеркните буквы безударных гласных.Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я).– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)Для того, чтобы ответить на вопрос, как надо проверять, давайте выполним следующие задания.Вместе с Димой и Колей подберите проверочные слова.Запишите слова в два столбика. Поставьте ударениеСделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы безударный гласный звук стал ударным). Выделите корень в однокоренных словах.Помогите Диме и Коле среди однокоренных слов найти проверочное.Бежать – бег, бегать.Плясать – пляска, пляшет, пляшущий.Запишите цепочки слов. Выделите безударные гласные и корень слова.Объясните свой выбор. (Надо изменить слово, чтобы гласный стал ударным). Это и есть ответ на последний наш вопрос.– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)Вернёмся к нашим вопросам.Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные вначале урока.Что надо проверять? - Гласные а, о, и, е, яГде надо проверять? – В корне слова.Как проверять? - Подбирать однокоренные слова или изменять форму словаЧем надо проверять? - Ударением .Укажите пары слов, в которых на первом месте стоит проверочное слово:Свист – свистетьвес – весыбинт – бинтПомогите Коле надо найти пары слов, в которых на втором месте стоит проверочное слово:грибной – грибтяжёлый – тяжестьречной - речкаФизминуткаКоллективная, практическаяГолова устала все же.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слеглаВыполняют движения по текстуОсуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.Закрепление знаний и способов действийДиме надо записать слова с проверяемой гласной – проверяемой орфограммой.А Коле надо подобрать проверочное слово.Помогите ребятам.Р_бята, б_льница, п_суда, зв_зда, пл_ток, зап_сали, л_ства, _дежда, л_нивый, м_л_ток., сн_говик, к_пуста.Игра «Найди ошибки». ~Котёнок – буква о, проверочное слово – котмалыш – буква а, проверочное слово маленький,чистюля – буква и, проверим: чистыйклевать – буква е, проверим: клёв, но не клюв.рядовой – буква я, проверочное слово рядРефлексия учебной деятельностиФронтальная, словесная, беседа
  • Что нового узнали на уроке?
  • Какой вид работы понравился больше?
  • Что получилось?
  • Отвечают на вопросыОткрыто осмысливают и оценивают свою деятельностьДомашнее задание