Публикации Методические рекомендации по внедрению инновационных технологий в деятельность детских школ искусств

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по внедрению инновационных технологий в деятельность детских школ искусств
Автор: Замельчук Ольга Николаевна

Методические рекомендации по внедрению инновационных технологий в деятельность детских школ искусствОдним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационных технологий.Анализ проведённой на базе детских школ искусств исследовательской работы показал, что применение информационных технологий повышает мотивацию к обучению, совершенствует творческий потенциал, пробуждает интерес к занятиям, что способствует привлечению детей к обучению в детских школах искусств. Но в настоящее время в детских школах искусств остро стоит вопрос о необходимости применения информационных технологий в деятельности школы.Как следствие, на лицо необходимость в разработке методических рекомендаций по внедрению информационных технологий в деятельность детских школ искусств страны.Данные методические рекомендации могут быть полезны не только преподавателям музыкально-теоретических дисциплин школ искусств, но и других учреждений образования и культуры, например, общеобразовательных школ, домов культуры, дошкольных организаций. Это обусловлено широким спектром использования информационных технологий в различных видах образовательной и воспитательной деятельности. 1. Проведение научно-исследовательской разработки в области музыкально-компьютерных технологий.2. Оснащённость и использование на уроках электронных средств обучения – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:- обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;- программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала;- программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства;-информационно-поисковые, информационно - справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации;-демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;-учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);-досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.В настоящее время электронные средства обучения могут быть представлены в виде: виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;компьютерных тренажеров;тестирующих и контролирующих программ;игровых обучающих программ;программно-методических комплексов;электронных учебников с текстовым, графическим и мультимедийным материалом;наборов мультимедийных ресурсов;справочников и энциклопедий;информационно-поисковых систем;Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды электронных средств обучения и формы их реализации.Электронные средства обучения, используемые в образовательном процессе, должны соответствоватьтребованиям научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.3. Применение на занятиях интернет-технологий.Его цель – оптимизация традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Современные компьютерные технологии, включая и интернет-технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом. На таком учебном занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения как различные электронные учебные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы. 4.Очень интересной и перспективной представляется идея создания интернет-портала как единого виртуального пространства, аккумулирующего видео, фото и информационные материалы, отражающие деятельность системы образования в сфере культуры и искусства департамента культуры.
  • Создание нескольких специально оборудованных арт-площадок различного вида для создания аудиовизуального продукта высокого качества с последующим размещением его на указанном портале.
  • Представляется перспективным направление, связанное с созданием и применением как в ДШИ, так и в профессиональных учебных заведениях учебно-методических медиапособий(мультимедийных образовательных ресурсов).К данному роду ресурсов относят методические медиапособия, электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия и пр. Эти ресурсы могут как дополнять лекции преподавателя, так и выступать основой для самообразования. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован.
  • Приобретение и использование интерактивной доски.
  • Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большинства их них есть схожие функции:- «умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в- фигуры правильной формы; -шторка, позволяющая скрыть часть экрана; - функция «фотоэкрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или - выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете;- функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;- коллекции изображений;- секундомер;- возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски; - возможность наносить аннотации поверх любых программ, документов, видео. В качестве учебного материала можно использовать презентации, видео- фильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства.
  • Организация внутришкольных конкурсов, олимпиад, выставок с применением информационных технологий.
  • Организация курсов повышения квалификации по формированию информационной компетентности преподавателей ДШИ.
  • Пополнение коллектива молодыми специалистами.
  • Открытие отделения компьютерной музыки.
  • Создание класса компьютерной графики.
  • Создание медиатеки и фонотеки.
  • Повышение компьютерной грамотности педагогического коллектива.
  • Привлечение широкого круга специалистов для анализа и всестороннего освещения вопросов методики преподавания с использованием информационных технологий.
  • Нужно осознавать, что только целенаправленная работа в этих направлениях сможет вывести информационные технологии из области экспериментов, сделав их полноценным достоянием системы дополнительного образования детей.Таким образом, интенсивное развитие информационных и иных современных технологий в сфере дополнительного образования детей – это еще одна наша общая, очень увлекательная и важная задача.Сегодня уже в практической плоскости стоит вопрос об электронном документообороте между учреждениями и вышестоящими организациями, электронной записи на приемные испытания для поступления в школу, электронном дневнике учащегося, электронных журналах и книгах успеваемости и т.д. Необходимо активнее внедрять информатизацию в образовательную практику путем расширения использования возможностей Интернета, применения разнообразных компьютерных программ, дальнейшего развития обучения на электромузыкальных инструментах (можно спрогнозировать особую популярность этих инструментов на общеэстетических отделениях и отделениях общего дополнительного образования).