Публикации Методические рекомендации "Формы организации детских видов деятельности в ДОУ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации "Формы организации детских видов деятельности в ДОУ"
Автор: Вчерашняя Наталья Николаевна

Методическая рекомендация«Формы организации детских видов деятельности (структура, этапы)»Подготовила: Вчерашняя Н.Н., воспитательМБДОУ «Детский сад «Родничок» п. Батрацкая ДачаШебекинского района Белгородской области»2022 г.Аннотация.Методическая рекомендация адресована воспитателю дошкольной образовательной организации, в ней представлена реализация педагогом непосредственно образовательной деятельности с детьми через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.), их интеграция с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.Об авторе.Вчерашняя Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Родничок» п. Батрацкая Дача» Шебекинского района Белгородской области» имеет первую квалификационную категорию, педагогический стаж работы составляет 20 лет, в дошкольном учреждении работает 3 года. Отличается знанием нормативно-правовой базы, основ педагогики и психологии, актуальных вопросов профессиональной деятельности. Список литературы.1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»2. ФГОС ДО от 14 ноября 2013 г.3. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. 3. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 –4. В соответствии с ФГОС приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста считаются следующие виды деятельности: - в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;- для детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Особенности организации непосредственно образовательной деятельности взрослого и детейСтруктура занятийТаким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми являются:
  • включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
  • открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
  • В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: - «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».- То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта. Примерные формы организациинепосредственно образовательной деятельностиВоспитатель придерживается следующих правил: - Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.- Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.Основной образовательной единицей педагогического процесса является развивающая ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться взаимосвязи образовательных областей.Эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта, например «Наш детский сад», «Наши любимые игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мама, папа и я - дружная семья», и интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.В условиях образовательного учреждения воспитателю необходимо помнить об обязательной мотивации ребенка на любой вид деятельности. Так, например, в условиях проживания детьми новогодних событий, уместно предложить детям сделать (слепить) угощение для гостей, которые придут встречать Новый год: для котика – сосиски, зайчикам – морковки, маме, папе, бабушке – пирожки или прянички. Детям предоставляется право выбора, что лепить. Вместе с детьми уточняются, а если возникает необходимость, то и проверяются (исследуются) способы лепки перечисленных продуктов ит.д. ЗаключениеСовременные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:- индивидуальная работа с воспитанниками;- уход от жестко регламентированного обучения;- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);- использование цикличности и проектной организации содержания образования;- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; - широкое использование игровых приемов, игрушек; - создание эмоционально значимых для детей ситуаций;- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.