Публикации "Развитие речи детей младшего школьного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие речи детей младшего школьного возраста"
Автор: Барсукова Наталья Сергеевна

«Развитие речи детей младшего школьного возраста»     Проблема речевого развития детей школьного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент школьников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи. Цель игровых  технологий в младшем школьном возрасте обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность развития речи, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Игры и упражнения.Выработка необходимых навыков правильного (выразительного) чтения:- выдыхаем резко, чтобы «задуть свечу»;- выдыхаем продолжительно, «надуваем воздушный шарик»;- чья бумажная снежинка дальше пролетит по воздуху?- чья бумажная рыбка дальше проплывет по парте? Игра-упражнение «Машина» Цель: обучение постепенному выдоху воздуха. Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.  Жаба Квака с солнцем встала,     - потягиваются, руки в стороныСладко-сладко позевала,              - дети зеваютТравку сочную сжевала                 - имитируют жевательные движения, Да водички поглотала,                 - глотают На кувшинку села,  Песенку запела:  "Ква-а-а-а!                                - произносят звуки отрывисто и громко Ква-а-а-а! Ква-а-а-а!  Жизнь у Кваки хороша!«Лебедь, рак и щука».Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений,улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону.  Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут."Тишина"- Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кроватьИ тихонько будем спать. "Кукушка"Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко. Тропинка.По тропинке мы шагаемИ в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!А теперь домой пойдемИ немножко отдохнем.Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.Пальчиковая гимнастика -  позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.  Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение. В несколько игр мы с вами поиграем.  Игры с сыпучими материалами Игры с прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) «Сильно кусает котенок - глупыш.  Он думает это не палец, а мышь,                  (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! » ( силуэт-прищепка ) Подвижно – речевые игры. Игры подражание. Подражание имеет большое значение в развитии личности ребенка. Через подражание и взаимодействие он открывает для себя окружающий мир. Ученик не просто копирует чужое поведение, но и учится воспринимать себя в этом мире. Игры на подражание – важная часть общения и начало взаимодействия между взрослыми и детьми. При проведении игры включите свои актерские способности, старайтесь выразительно проговаривать стихи с соответствующими интонациями и мимикой.            Релаксация - «Волшебный цветок добра» Положите «цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам улыбнитесь друг другу. Пошлите мысленно друг другу добрые мысли.Упражнение «Встреча» – ролевая игра, в которой участвуют двое. Например, Саша выходит к доске и получает рисунок маски L. Толя, ориентируясь по выражению лица-маски, начинает диалог.- Что случилось? Почему ты плачешь?- У меня сильно болит зуб.- А ты лекарство принимал?- Да, но ничего не помогает.- Тогда обязательно сегодня сходи к врачу.Интересной является и игра «Радужная шкатулка». В красочно оформленную шкатулку я помещаю шарики разного цвета. Ребенок достает шарик и по ассоциации с цветом составляет предложение. Например, участник игры достает желтый шарик и говорит: - Выглянуло желтое солнышко. Следующий ученик берет другой шарик (допустим, белый) и продолжает рассказ: - По небу плывут белые облака. И т. д.Опираясь на свой опыт работы над развитием связной речи первоклассников,хочу особо выделить такой прием, как составление сказки с использованием динамической картины.